Сайт о культуре и искусстве

Сочетание линии, штриха и пятна в графике

Другое » Ретроспективный анализ искусства графики и его элементов » Сочетание линии, штриха и пятна в графике

Черно-белые композиции линии, штриха и пятна наиболее часто встречаются в ксилографии, европейской книжной и журнальной иллюстрации, русской и советской книжной графике 1920-х гг.

Пятно, как таковое, зазвучало в полную силу в буквицах для книг, орнаментах, обрамляющих текст или сюжетные рисунки. Эффектно вводил пятно в линейно-штриховые изображения на дереве немецкий живописец Ганс Бальдунг Грин. Самое же широкое применение линии, штриха и пятна началось с творчеством Томаса Бьюика, разработавшего технику тоновой гравюры. Европейские ксилографические изображения в журналах и книгах XVIII - XIX вв. широко иллюстрируют активное насыщение ксилографии различными фактурными и светотеневыми находками.

Из русской графики отмечают работы художников начала XXв и 1920-х гг. Это заставки и концовки книг Д.И. Митрохина, иллюстрации М.В. Добружинского к повести Ф.М. Достоевского "Белые ночи", произведения Д.С. Мора, В.М. Конашевича, В.А. Фаворского, А.И. Кравченко.Д.С. Моор всегда вводил сплошную, плакатно резкую черную заливку в линейно-штриховое изображение (плакат "Помоги"). Художник часто обращался к белой линии или белому штриху по черному фону, что расширяло возможности выразительных средств в графике. В иллюстрациях детских книг В.М. Конашевича, в его рисунках из серий "К 10-й годовщине Октября","Мелкие рассказы", "Улица" уверенное свободное рисование способом линия-штрих по белому фону эффектно оттеняется контрастом выверенных темных ударов.

Графика американского художника Рокуэлла Кента породила его самобытное и необычайно цельное наледие. В его работах как правило прослеживается строгое и "математически-четкое варьирование линии, штриха и черной заливки (иллюстрации к роману Г. Мелвилла "Моби Дик".

Итак, можно подвести итог, что в разных странах именно на рубеже XIX-XX вв. начинается грандиозный процесс поиска новых выразительных возможностей графики. Большая работа в этом плане проделана в нашей стране в 1920-е гг. художниками разных направлений. Опыт, накопленный ими, позволил решить ряд важнейших для искусства того времени задач. Среди них большое место уделялось вопросам изучения возможностей средств художественного выражения в формальной композиции на плоскости. Процесс поиска новых выразительных возможностей графики, развивающейся с начала XX в., далеко неокончен и не замедлен. Выйдя из оков иллюзорности, графика открыла для себя множество путей и вне традиционных, установленных для нее веками традиций.

Рекомендуем также:

Советская культура 1917-1929 гг
К октябрю 1917 г. Россия находилась в состоянии глубочайшего кризиса. Первая мировая война и связанные с ней потери и лишения вызвали хозяйственную разруху и крайнее обострение социально-политических противоречий. Власть захватили большев ...

Складывание китайской культуры, истоки её традиционности и консервативности. Наука и искусство Древнего Китая
Китайская культура – одна из древнейших. Еще в 3-м тыс. до н.э. китайцы научились изготавливать керамику красного, белого, фиолетового цветов, покрытую ромбами, спиралями, сетчатым узором, знаменитые тонкостенные черные кубки и чаши, трех ...

Балет «Каменный цветок» - новый этап в развитии и соединении классического, современного танца и народного фольклора
В наше время продолжение русской национальной темы можно увидеть в балете «Каменный цветок» C.Прокофьева. Он был поставлен сначала на сцене Ленинградского театра оперы и балета имени С.М. Кирова (1957 г.), а затем в Большом театре СССР ( ...