Сайт о культуре и искусстве

Мир образов Иеронима Босха

Другое » Мир образов Иеронима Босха

Жизнь Босха остается тайной за семью печатями. Судить о нем можно только по его работам. Но и тут возникают вопросы: фантастические образы, населяющие картины Босха и приводящие в смущение зрителя, вступают в явное противоречие с религиозностью художника, в которой убеждают редкие косвенные свидетельства.

Выгодная цена на станки Metal Tec, отзывы покупателей на сайте MetalTec.

Иероним Босх родился в городе Хертогенбосе приблизительно в 1450 году. В те времена Хертогенбос был одним из четырех крупнейших городов герцогства Брабант, владения герцогства Бургундских. Теперь эта область находится на юге Голландии, неподалеку от бельгийской границы. Настоящее имя Босха – Иеронимус Ван Акен, но подписывал он свои картины, что, вообще, было огромной редкостью, обычно он этого не делал, псевдонимом, под которым и прославился в веках. Псевдоним «Босх» произошел от сокращенного названия родного города художника. Скорее всего, живописец выбрал себе новое имя, чтобы его не путали с другими членами семьи, представлявшей собой типичную художническую династию. Известно, что художниками были еще прадед Босха по имени Томас и его брат Иоганн. Продолжил дело своего отца дед Босха, Ян. Ян Босх жил в Хертогенбосе примерно с 1426 года и умер в 1454 году. Четверо из пяти его сыновей тоже стали художниками – сред них и отец Босха, Антоний ван Акен, смерть которого датируется приблизительно 1478.

К сожалению, до нас не дошли работы родственников великого Босха, и поэтому мы не можем судить, что он унаследовал от них, чему мог у них научиться. О жизни Босха вообще практически ничего не известно. Не осталось ни писем, ни записей художника, ни воспоминаний тех, кто лично знал его. Более того, ни одна картина Босха не датирована, что исключает саму возможность подробной реконструкции его творческого пути. Все, чем мы располагаем, - это документы, сохранившиеся в городском архиве Хертогенбоса. Они дают некоторое представление о жизни художника, но это не более чем канва, а точнее – редкий пунктир.

Этот туман, покрывающий жизнь гениального живописца спровоцировал в ХХ веке появление немалого числа литературных и исторических спекуляций. Авторы «биографий» Босха не стеснялись отчаянно фантазировать, причисляя своего героя то к еретикам, то к колдунам, то к занятым поисками философского камня алхимикам.

Публике подобная мифология нравилась, но все серьезные исследователи раздраженно относятся к такому сочинительству, не видя под ним никакой реальной основы.

Самый ранний из сохранившихся документов, связанных с именем художника, относится к 1474 году. В нем Босх упоминается в одном ряду со своей сестрой и двумя братьями. Художником Босх впервые назван в документе 1480-1481 года. Приблизительно в то же время Босх женился. На основе этих документов была вычислена примерная дата его рождения 1450 год. Косвенным подтверждением этому служит сделанный пером портрет, считающийся копией утраченного автопортрета художника. На рисунке изображен пожилой мужчина лет 60-ти с небольшим. (Рис. 1)

Искусствоведы сделали вывод, что портрет мог быть написан незадолго до смерти Босха, наступившей в 1516 году. Если это так, то с «вычисленной» датой рождения не ошиблись.

Женой Босха стала Алейт Гойарте Ван дер Меервенне (Мервей). Она происходила из очень состоятельной семьи и была намного старше своего мужа. Благодаря богатому приданному перешедшему в распоряжение художника, он никогда не был стеснен в средствах. Сохранилось не менее 14 документов, относящихся к периоду между 1474 и 1498 годами и дающих понятие о финансовом положении художника. В начале ХVI века Босх числился среди богатейших жителей Хертогенбоса. Проблемы писать ради денег, измучившей многих его собратьев по живописному цеху, он вообще не знал.

Помимо архивных финансовых документов, некоторые подробности жизни Босха раскрывают записи, сохранившиеся в Братстве Богородицы, крупнейшей религиозной организации Хертогенбоса того времени. Братство отсчитывает свою историю с 1318 года, существуя поныне. При жизни Босха Братство играло важную роль в городе. Поклонялись члены братства чудотворной статуе Богородицы в соборе святого Иоанна. Этот величественный, построенный в готическом стиле храм по-прежнему возвышается над центральной площадью Хертогенбоса.

В списках членов Братства имя Босха впервые появляется в 1486 году. До самой смерти художник активно участвовал в делах этого религиозного сообщества. В 1488 году, согласно документам, его пригласили на ежегодный новогодний банкет Братства в качестве почетного гостя. В том же году он становится почетным членом Братства Богородицы. В почетные члены Братства Богородицы избирались, если верить официальным правилам, люди с богословским образованием, но в действительности это правило не исполнялось, и такое избрание, лишь отражало социальный статус избранника. Босх, оказался единственным художником среди почетных членов Братства за всю его историю. Он выполнил несколько работ по заказу Братства – в том числе и большой алтарный образ для собора святого Иоанна. Ни одна из этих работ не сохранилась, это одна из самых больших бед, постигших творчество Босха. Членство в Братстве было не только престижным, но и небесполезным в практическом отношении. Оно помогло художнику приобрести нужные связи и сделало его первым претендентом на получение выгодных заказов от богатейших соотечественников.

И не только соотечественников. Очень любил Босха Филипп Красивый, герцог Бургундский, «превратившийся» на закате своей жизни в испанского короля Филиппа 1. В 1504 году Филипп письменно предложил «Иеронимусу ван Акену, прозывающемуся Босхом» написать большой алтарный образ – триптих «Странный суд» с боковыми панелями, изображающими Рай и Ад. К сожалению, от этой работы до нас дошел лишь деформированный фрагмент. Сейчас он хранится в мюнхенской Старой пинакотеке. Впрочем, некоторые исследователи уверены, что уменьшенную копию именно этого алтарного образа, сделанную рукой самого Босха, можно увидеть в собрании венской Академии изобразительных искусств.

Филиппом Красивым список высокопоставленных покровителей художника не исчерпывается. Вспомним из этого ряда еще Изабеллу Кастильскую, королеву Испании и тещу Филиппа, а также Маргариту Австрийскую, сестру Филиппа и регентину Нидерландов в 1507-15 и 1518-30 годах. Согласно описи, сделанной после смерти Изабеллы в 1504 году, у королевы было три картины Босха. Еще одна картина в 1516 году (год смерти Босха) находилась в коллекции Маргариты. Как попали эти работы к владетельным особам, неизвестно.

Босх, никогда не покидавший родного Хертогенбоса, к концу жизни приобрел широчайшую известность – как на родине, так и за рубежом. Впрочем, по поводу «невыездного характера» его жизни существуют любопытные версии. Так, основываясь на том, что имя Босха четыре года (1499-1503) исчезает их хертогенбоских документов, некоторые ученые утверждают, что в это время художник находился в Италии. Косвенным подтверждением этой теории считается написанное Босхом «Распятие святой Юлии». Культ этот святой характерен как раз для Италии, а не для Северной Европы. Но Босх мог создать картину по заказу одного из находившихся в Голландии итальянских купцов. Последние годы жизни Босх, вероятнее всего, провел в Хертогенбосе, работая для Братства Богородицы. Известно, что в 1511-12 годах художник создал для Братства Распятие, а в 1512-13 годах – медные паникадила. Умер он незадолго до 9 августа 1516 года, поскольку именно на этот день члены Братства заказали заупокойную мессу по художнику в соборе святого Иоанна.

Рекомендуем также:

Картина Сандро Боттичелли "Рождение Венеры"
Настоящее имя художника - Алессандро Филипепи (для друзей Сандро). Он был младшим из четырех сыновей Мариано Филипепи и его жены Змеральды и родился во Флоренции в 1445 году. По специальности Мариано был кожевником и жил с семьей в квар ...

Искусство этрусков
Резкий культурный подъём в Этрурии, начавшийся в VIII—VII веках до н. э., связывается с влиянием многочисленных мигрантов из более развитых регионов Средиземноморья (возможно, также из Сардинии, где существовала культура строителей нураго ...

Субкультуры и контркультуры
Разнообразие культур можно наблюдать и внутри общества. Во многих современных странах члены некоторых групп принимают участие в основной культуре общества, одновременно разделяя ряд уникальных ценностей, норм, традиций и жизненных укладов ...