Сайт о культуре и искусстве

Образы девушек в комедиях Менандра

Другое » Образы девушек в комедиях Менандра » Образы девушек в комедиях Менандра

Страница 2

В комедии «Сикионец» рассказано, как командир наемников Стратофан, считающий себя гражданином Сикиона, лет 10-12 назад находясь в Карий, купил на рабском рынке раба Дромона с маленькой девочкой по имени Филумена. По рассказам раба, Стратофан знал, что девочка, происходящая из Элевсина, была похищена пиратами. Об обстоятельствах пропажи дочери знал и ее отец Кихесий, так как пираты, захватив сначала вместе с Филуменой и рабом старуху-няньку, отпустили последнюю, считая ее таким товаром, за который много не возьмешь. Когда девочка повзрослела, Стратофан влюбился в нее и мог бы сделать ее своей сожительницей. Вместо этого он в сопровождении парасита Ферона и своей любовницы Малфаки приезжает в Элевсин с целью разыскать родителей Филумены и оформить свои отношения с ней законным браком. Здесь ему, однако, приходится преодолеть значительное сопротивление со стороны некоего Мосхиона - молодого человека, возымевшего свои виды на девушку.

В данной комедии вновь ничего не сказано о чувствах девушки, об этом можно только догадываться, но человек, ставший ее супругом, поступает благородно. Заметно, что он интересуется мнением девушки, что было редкостью.

В случае с Кратией и Гликерой, также учитывается мнение девушек. В комедии «Ненавистный» Фрасонид испытывает ужасные муки из-за купленной им на рабском рынке девушки: несмотря на предоставленную ей свободу и богатые подарки, она отказывается отвечать взаимностью на любовь воина, он же не заставляет девушку стать его женой, а ждет решения от ее отца, который учитывает мнение дочери.

В комедии «Отрезанная коса» рассказывается о воине Полемоне, живущем с девушкой Гликерой. Однажды Полемон увидел, как ее обнимал соседний молодой человек Мосхион, из ревности Полемон обрезал у девушки косу, чем опозорил ее перед всеми людьми, а сам удалился в деревню, где предался кутежам. Гликера обратилась к соседке Миррине, объяснив ей, что приемный сын Миррины Мосхион – ее брат и что оба они были брошены отцом, которым оказывается Патек, друг Полемона. При посредничестве Патека Полемон добивается у Гликеры прощения и вступает с ней в законный брак. В построении сюжета Менандр исходил из реалий афинского быта в последние десятилетия IV в. В этом быту с богатством соседствовала бедность, и старой женщине, не имеющей средств к существованию, чтобы хоть как-то устроить жизнь своей воспитанницы, приходилось отдавать ее на содержание разжившемуся в далеких походах воину.

В данной комедии четко вырисовывается характер девушки, ее твердая натура. Гликера умная и решительная девушка, она заботится о том, чтобы не испортить положения своего легкомысленного брата, попавшего в лучшие материальные условия, прощает обиду своему импульсивному почитателю, которого она любит.

Используя определенный набор устойчивых сюжетов и ситуаций, характерный для новой комедии, закрепленные типы, или маски, Менандр создал ряд своеобразных комедий, герои которых поражают своей нестандартностью, несводимостью к сценическому стереотипу. Это очень живые образы, и каждому присущи индивидуальные черты, действуют они согласно своему нраву, социальному положению, говорят в соответствии с собственным культурным уровнем. Именно Менандр впервые сделал действующим лицом комедии свободную девушку, наделив ее индивидуальным характером (Памфила, Гликера). Автор впервые показал, что и гетера может быть благородной, она также обладает личным характером, черты которого и побуждают ее поступать честно. Индивидуальные характеристики есть и у других героев Менандра.

После гибели демократии, когда бушевали войны, и не осталось твердой почвы под ногами, Менандр упорно утверждал, что мировым бедствиям человек может противопоставить только свою собственную нравственность. Автор искал и находил в мире частицы снисходительности, доброты, благородства. Он любовался людьми, которым свойственны такие черты характера, изображал всех с сочувствием и любовью. Автор прощает своим героям недостатки и верит в возможность их исправления, он считает, что улучшение нравов благотворно повлияет на жизнь общества, поэтому чувствует себя призванным ограждать людей от заблуждений и помогать им преодолевать пороки.

Менандр был высоко оценен вскоре после смерти, сделавшись одним из самых любимых поэтов Греции. За ним единогласно было признано первенство среди поэтов новой аттической комедии. Творчество Менандра оказало влияние на римскую, а впоследствии и на европейскую литературу

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Верования, традиции, обычаи древних египтян
Религиозные воззрения древних египтян – та сторона древнеегипетской цивилизации, которая, возможно, более прочих притягивает современного человека. Европейская культура выросла из верований и мировоззрения других культур Древнего мира – с ...

Искусство этрусков
Резкий культурный подъём в Этрурии, начавшийся в VIII—VII веках до н. э., связывается с влиянием многочисленных мигрантов из более развитых регионов Средиземноморья (возможно, также из Сардинии, где существовала культура строителей нураго ...

Просвещение и книжное дело в украинской культуре ХIII - перв. пол. XVI вв
Золотоордынцы нанесли тяжелый удар городам Юго-Западной Руси, особенно крупнейшим из них, однако они продолжали оставаться важнейшими центрами культуры. Особенно значительной была роль Киева, где, в частности в Киево-Печерском монастыре, ...