Сайт о культуре и искусстве

Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы

Другое » Культурное развитие Беларуси в советский период » Успехи и проблемы развития белорусской советской литературы

Страница 2

Новые произведения написали П. Бровка («Праз горы и стэп»), 3. Бядуля («Сярэбраная табакерка»), В. Вольский («Цудоуная дудка», «Дзед i жорау»), П. Головач («Праз гады»), Я. Мавр («Палескiя рабiнзоны»). В этих произведениях революционная романтика сочеталась с напряженным поиском национального пути развития, на котором, по их убеждениям, должно произойти органичное сочетание демократических народных традиций с принципами социальной справедливости и гуманизма. Расхождение национальных идеалов с суровой действительностью наложило неизгладимую печать на довоенную белорусскую литературу.

Для 30-х гг. характерно формирование так называемой производственной прозы и поэзии. Герои таких произведений варили сталь, строили новые объекты, создавали колхозы и совхозы. Чтобы лучше узнать явления новой жизни, литераторы ездили на новостройки, бывали в цехах, на колхозных нивах и фермах. Так, М. Лыньков выезжал на Беломорканал, Я. Купала – в совхоз на Любаныцине, П. Бровка – на Добрушскую бумажную фабрику «Герой труда». Партийное руководство литературой создавало ограничительные рамки для творчества писателей, подталкивало их к упрощенчеству и приукрашиванию действительности. Искусство рассматривалось как часть «великой битвы» за светлое будущее. Прозаикам и поэтам отводилась роль «литературных пропагандистов» социалистических преобразований, что вызывало у наиболее талантливых и честных авторов внутренний протест. Однако даже они были вынуждены идти на определенные уступки сложившейся политической системе. И все же далеко не всем удалось избежать нахлынувшей в 1937 г. волны жестоких репрессий.

Партийная цензура все более ограничивала и регламентировала творческий поиск литераторов. Писателей разделили на пролетарских, крестьянских, «попутчиков», «нацдемовских», пробуржуазных. Литературных героев отныне полагалось создавать только «положительными» или только «отрицательными». Беспощадно критиковались те авторы, которые высказывали свой непредвзятый взгляд на актуальные общественные проблемы. Логическим итогом такой политики стало одностороннее отражение событий, связанных с Октябрьской революцией и Гражданской войной, методов социалистического строительства, а также неумеренное восхваление существовавших в стране порядков, ретушированное изображение советского человека – счастливого хозяина новой жизни с точки зрения социалистического реализма.

Великая Отечественная война изменила течение литературной жизни. Писатели стали штатными сотрудниками военных газет (А. Кулешов, К. Кириенко), а те, кто уехал в эвакуацию (К. Чорный, П. Бровка, П. Панченко, М. Танк), печатались в возобновленных на новом месте белорусских изданиях. Оставшиеся на оккупированной территории (Я. Брыль, В. Тав- лай и др.) участвовали в выпуске подпольных газет, рукописных журналов, боевых листков. В суровых условиях военного времени писатели активизировали свою деятельность, создавая произведения, которые звали народ на борьбу с врагом, укрепляли веру в грядущую победу.

Уже 23 июня 1941 г. в газетах «Звезда» и «Советская Белоруссия» было напечатано стихотворение Я. Коласа «Шалёнага пса – на ланцуг». Как трибун и борец выступал в печати Я. Купала. Его публикации «Зварот да беларускага народа» и выступления на военно-патриотические темы («Паднялася Беларусь», «Германский фашизм – злейший враг белорусского народа», «Узнiмайся, народзе мой, на вялiкую расплату») стали яркими документами военного периода, призывавшими к сопротивлению врагу и разоблачавшими действительные намерения гитлеровцев. Большой популярностью пользовалось стихотворение поэта «Беларуск1м партизанам» (1941).

Проблеме героической борьбы народа с ненавистным врагом посвятили свои произведения П. Бровка, А. Кулешов, М. Танк, П. Глебка, П. Панченко и другие известные писатели. В 1943 г. в Москве был издан сборник стихотворений белорусских поэтов «Беларусь в огне» тиражом 25 тыс. экземпляров. Вершиной белорусской прозы периода войны стали романы К. Чорного «Пошукi будучынi», «Вялiкi дзень», «Млечны шлях».

Даже в тяжелые военные годы людям нужен был смех. Газеты и журналы не обходились без колонок сатиры и юмора, в этом жанре успешно работали К. Крапива («Фрыцавы трафе1», «Сон Итлера»), Я. Колас, В. Тавлай.

В послевоенный период белорусская литература продолжала развиваться, пополняясь новыми яркими талантами. В литературу пришли Я. Брыль, И. Мележ, А. Велюгин, И. Шемякин, А. Макаенок, В. Быков, В. Короткевич, А. Адамович, И. Чигринов, Н. Гилевич, Р. Бородулин, Г. Буравкин. В их творчестве тема войны занимала очень важное место. Победоносно завершившейся борьбе с врагом посвятили свои произведения И. Шамякин («Глыбокая плынь»), А. Мовзон («Канстанцiн Заслонау»), К. Губаревич («Брэсцкая крэпасць»), К. Крапива («3 народам»).

Страницы: 1 2 3

Рекомендуем также:

История батлеечного искусства
Батлейка - народный кукольный театр в Белоруссии (XVI - нач. XXвв.). Название произошло от слова Вифлеем - место рождения Христа. История возникновения театра как раз и связана с рождественскими праздниками. Изначально все сюжеты показыва ...

Как зарождались первые скульптуры
По преданию, первые скульптуры в Риме появились при Тарквинии Гордом, который украсил глиняными статуями по этрусскому обычаю крышу построенного им же храма Юпитера на Капитолии. В скульптуре римляне намного отставали от греков, хотя в их ...

Полемика в прессе
Все исследователи отмечают, что первые отзывы о церковной живописи Васнецова появились в конце 90-х годов XIX века, сразу после окончания росписи Владимирского собора в Киеве. Так, газета «Русские ведомости» в № 270 от 30 ноября 1898 года ...