Штриховая графика
Штрих всегда соседствует с линией и редко используется самостоятельно. Изображения, где доминирует штрих, называются штриховыми. Многие мастера изобразительного искусства блестяще владели штрихом и виртуозно применяли его. Среди них: Рембрандт, А. Ватто, А. Дюрер, В. Ван-Гог, Н.С. Самокиш, Г. Доре, М.А. Врубель - у них есть немало произведений, которые по преобладанию штрихового выражения формы над линейным можно отнести к штриховым изображениям.
Работы Рембрандта - одни из немногих подлинных примеров единства выражения формы и содержания в графике. Изображения выполнены в основном в технике перового рисунка и в офорте. Особенно хороши его офортные портреты ("Ювелир Ян Лютма" и др.). Штрих Рембрандта никогда не бывает однотолщинным, каждый участок линии в штрихе имеет свой нажим. Пересекаясь под разными углами, штрихи создают ту таинственную среду, которая во многом обязана разнообразию фактур, получающихся при пересечении штрихов. Таким же способом набирается знаменитая рембрандтовская глубина тона и выявляется светотень. ("Автопортрет с пером") Совершенно другое использование штриха можно увидеть в рисунках А. Ватто. Короткий мелкий штрих прекрасно выражает форму, почти не прибегая к добавлению контурной линии. В рисунках Дюрера штрихи активно идут по поверхности формы, точно выявляя объем. Штрих недлинный и чаще всего поперек формы сильно подчеркивает округлости. Это почти скульптурное понимание пластики. Методически точным штрихом обладал Гендрик Гольциус (1558-1617). Его считают виртуозом в истории резцовой гравюры по меди. Изощренным рисовальным штрихом владел Г. Доре. (иллюстрации к романуФ. Рабле "Гаргантюа и Пантагрюэль"). Штриховые рисунки В. Ван-Гога нельзя спутать с другими. Обостренное чувство ритмического строя среды сподвигает его на создание своего языка. Ван-Гог редко использовал перекрещивание штрихов, так как это снижает динамику, необычайно важную для него. Для фактуры каждого предмета он находил свой штрих ("Лодки в море у Сен-Мари"). Нельзя оставить без внимания рисунки пером Н.С. Самокиша, выполненные для журнала "Нива". Он существенно повлиял на развитие штрихового графического изображения в журналах России, применяя традиции английских рисовальщиков конца ХIX в. Для них был характерен плотный, почти сливающийся штрих, определяющий местоположение объекта на бумаге, тон и до некоторой степени фактуру. Изображение исполнялось виртуозно, очень точно, но "грешило" однообразием приема штрихования, переходящего часто с предмета на предмет без особых изменений и работающего как усложненное штриховой фактурой графическое пятно. Об особенностях техники работы М.А. Врубеля можно судить по штриховой мозаичной кладке в известных рисунках цветов и пейзажах. Видными мастерами штрихового рисунка в русской графике были А. Кубин, Г. Лоссов, В.А. Фаворский, Н.В. Кузьмин, И.И. Шишкин, А.М. Лаптев и др.
Кроме этого, чисто технический опыт фактурной штриховки накоплен граверами Европы XVIII - XIX вв., занимавшимися репродуцированием известных работ. Репродукционной гравюрой заполнены многочисленные книги по искусству и периодическая печать этого периода.
Рекомендуем также:
Археология
залива
Дно Финского залива — одно из крупнейших в мире кладбищ погибших кораблей, которые благодаря холодным и относительно пресным водам прекрасно сохранились. Через Финский залив с VI века проходит морской торговый путь, по нему в Северную Евр ...
Назначение храма. Устройство
Храм – как архитектурный объект является божьей обителью, и любая из частей храма несет символический смысл. Храм есть земное небо, в котором обитает Бог. Престол в алтаре означает место Гроба Господня и престол, на котором почивает Госпо ...
Становление культуры и ранние формы её развития. Материальная и духовная
культура первобытного общества
Каменный век – 2 млн – 6 тыс. лет назад:
· Палеолит:
§ Нижний
§ Средний
§ Верхний (поздний)
· Мезолит
· Неолит
Медный век (неолит) – 4–3 тыс лет до н.э.
Бронзовый век 4 – 1 тыс. лет до н.э.
Железный век начало 1-го тыс. до н.э.
...