Творчество Филиппа Малявина
Быстрый и нежданный успех, любование собой, лишили художника самого главного в творчестве — изучения жизни, глубоких раздумий. Это привело его к такой печально-нашумевшей картине, как большой «Автопортрет с женой и дочерью» (1911). Стоившая ему трех лет работы и имеющая удачные фрагменты, она поразительна по манерности и безвкусице. Свои утраты в глубоком содержании Малявин стремился возместить новыми живописными приемами, но даже в сдержанном и обобщенном портрете П.И. Харитоненко с сыном ему все же не удалось достичь проникновенности своих прежних произведений.
Была однако область творчества, в которой Малявин сохранял всю силу своего дарования,— графика. Его многочисленные рисунки замечательны по своему мастерству. Он убедительно проявил в них не только остроту глаза и умение охватить главное, но и тонкий вкус (в отсутствии которого в живописи его нередко упрекали).
Малявин рисовал постоянно. Сохранились целые альбомы его набросков и законченных рисунков. В них запечатлены огородные и дети, артисты и художники (он много раз рисовал Репина), и он сам. Существует множество автопортретов Малявина. Но особенно интересны рисунки, изображающие крестьянок, словно мгновенно выхваченных из жизни; их позы, движения, жесты переданы удивительно точно и остро. Обычно нарисованы одна-две фигуры на листе бумаги, как и в живописи,— любовно проработаны лица (острием графита), а одежды намечены струящимися широкими и жирными штрихами, что позволяло вызвать ощущение богатой игры красок и светотени.
Мастерски использовал Малявин белый фон бумаги: он как бы лепит из него лицо, едва намеченное легкой паутиной тонких линий, а то проводит горизонтальную черту и дает этим почувствовать пространство за фигурой, воздух и свет, окружающие ее. Иногда Малявин вводил в рисунок цвет, тронув красным или желтым карандашом платок на голове или плечах. Для работы он пользовался большими графитными стержнями, заточенными в виде острой лопаточки, что позволяло, не меняя графита, проводить и тончайшие и широкие линии. Он создал свой стиль рисунка, и его листы невозможно спутать с работами других художников, их отличает острая жизненность в сочетании со своеобразной, полной нервного подъема графической манерой. Здесь у Малявина не было срывов (как в живописи), он создавал рисунки, наблюдая натуру, которую прекрасно видел и ощущал.
Значительной работой Малявина после Великой Октябрьской социалистической революции было создание в 1920 году серии живых и выразительных портретных зарисовок В. И. Ленина (исполненных в процессе подготовки к портрету маслом). Он рисовал Ленина у стола в его кабинете и за этим столом, сидящим в кресле, читающим книгу, на фоне красного знамени, идущим. Ему удалось передать хотя бы некоторую долю выражения то задумчивости, то улыбки, то деловитой сосредоточенности на живом и подвижном ленинском лице.
В 1922 году Малявин уехал за границу. Ничего нового или значительного создать там он не смог. Он много рисовал, в том числе и писателей А. И. Куприна и И. А. Бунина. Он обращался снова к крестьянской теме, но его новые картины не достигали уровня прежних произведений.
Малявин умер в Брюсселе 23 декабря 1940 года.
Глубокая вера в духовное богатство народа и знание русского крестьянства наполняли живым содержанием произведения молодого Малявина. Портреты его матери, сестры, односельчан открыли новую страницу в истории русской живописи, посвященной жизни деревни. Впервые образы крестьян были с такой покоряющей талантливостью раскрыты, как внутренне сложные, полные красоты и силы.
Лучшие стороны дарования Малявина были воплощены и в портретах его товарищей по Академии художеств, в произведениях большой поэзии и человечности, изумляющих тонкостью реалистического мастерства.
Малявин вошел в русское искусство XX века как один из самых ярких, самобытных художников. Созданные им женские образы по праву получили нарицательное имя «малявинских». С ними неразрывно связано представление о праздничности или мечтательности, о жизнерадостном веселье или о строгом достоинстве, о вихре пылающих цветов или о глухом мерцании темных тонов.
Рекомендуем также:
Психобилли
Психобилли - уникальный по сути дела музыкальный и стилистический сплав панка и рокабилли, фьюжн рок-н-ролла пятидесятых и панк-рока семидесятых. Субкультура зарождается на юге Лондона с появлением рок-группы The Meteors, в составе которо ...
Сад деревьев
В чувствах японцев, любящих зелень деревьев, может быть, присутствует некая тоска по жизни среди лесов, бывших самой первой средой их обитания. Поражаясь жизненной энергии растительности, отзываясь душой на круговорот её возрождений, япон ...
Сценарно-режиссерская разработка театрализованного представления «Беда от
нежного сердца»
по мотивам одноименного водевиля В.А. Соллогуба
Тема: «Беда от нежного сердца»
Идея: Чтоб сердца нежного беда
Бедой не вышла в самом деле.
Место проведения: актовый зал ПУ № 13
Аудитория: смешанная.
На сцене выгородка будуара, форте ...