Сайт о культуре и искусстве

Врубель Михаил Александрович

Другое » Свидетельство о вере и Церкви росписей собора святого равноапостольного князя Владимира в Киеве » Врубель Михаил Александрович

Страница 3

Эскизы Врубеля, при всей их фантастичности, при всей фантастичности, нереальности формы, очень плотские, человеческие по эмоции, по переживанию, по пониманию момента. Вот глубокая скорбь матери о сыне. Вот тело умершего, в котором против всех законов появилось некое движение. Но где же здесь место радостной вести о Воскресении, как это может быть созвучно ликующим словам «Смерть, где твоё жало? Ад, где твоя победа?» Все есть в эскизах: и красота, и глубина чувства и мысли. Нет только Православия. Но свято место пусто не бывает. Бакушинский так пишет о работах Врубеля: «Эскиз «Воскресения» - недопустимое, немыслимое насилие художника над собой, над зрителем, над темой. Просвечивающий изнутри тонами трупного разложения, многогранный кристалл с подобием человеческой фигуры не может быть воскресшим Христом. Это – зловещий фантом не только неверия, но и глубокого глумления над святыней величайшей тайны христианства.» Если таково мнение советского искусствоведа, как же должны были отнестись к этим эскизам православные члены строительного комитета.

Врубель очень много работал в тот период. Дмитриева сообщает, что «Врубель не только по заказу писал евангельские сюжеты. Он работал и над картиной «Моление о чаше». Но не мог проникнуться этим образом, отдаться ему безусловно. «Рисую и пишу изо всех сил Христа, а между тем, вероятно оттого, что вдали от семьи, - вся религиозная обрядность, включая и Христово Воскресение, мне даже досадны, до того чужды.» Он искал на чем укрепиться и, как ему казалось, нашёл верную и простую точку опоры в этой работе; «Настроение такое; что публика, которую я люблю, более всего желает видеть Христа. Я должен ей его дать по мере своих сил и изо всех сил. Отсюда спокойствие, необходимое для направления всех сил на то, чтобы сделать иллюзию Христа наивозможно прекрасною – т.е. на технику»

М. Дунаев о том же фрагменте письма Врубеля к сестре замечает: «Иллюзия Христа» - оговорка знаменательная. Для преподобного Андрея Рублёва Христос был реальнейшей реальностью горнего мира. Светоносной реальностью»

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем также:

Неглинная и Цветной бульвар
Улица появилась в конце 18 века после того, как речку Неглинную взяли в трубу. Но еще в середине XIX века писатель Загоскин в «Москве и москвичах» описывал ее как совершеннейшую деревню, с буколическими свиньями и гусями, резко контрастир ...

Позднее царство
В эпоху Позднего царства Египет находился в глубоком кризисе: центральная власть ослабела, страна распадалась на отдельные области и терпела поражения в войнах с внешними врагами, с ассирийцами и персами. Культура этого периода, несмотря ...

Андрей Денников, режиссер—постановщик театра кукол им. С.В. Образцова
- Андрей, как Вы пришли в театр? - Дело в том, что изначально я поступил в РГГУ, на историко—филологический факультет. Все было прекрасно, благополучно, я успешно учился, мне как будто даже нравилось. И, тем не менее, глубоко внутри я чу ...