Происхождение и история рун
Вероятно, к середине II века от Р.Х. был сформирован классический общегерманский рунический строй - Футарк. Первоначально он появился в Дании, примерно к III в. от Р.Х. относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV - V векам - на континенте.
Предостерегу от возможной ошибки: Футарк - не алфавит в обычном понимании этого слова, а именно рунический строй или ряд, т.е. жестко закрепленный перечень рун, с их фонетическими и магическими значениями и именами. Футарк содержит 24 знака, разбитых на три группы - атта (att); каждый атт состоит из восьми рун. По фонетическим соответствиям рун первого атта - f, u, th, a, r, k, . - этот строй и получил свое название - Futhark.
До наших дней сохранилось около двухсот надписей, выполненных рунами Футарка или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них - это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях.
Иногда надпись на руническом камне представляет собой всего лишь несколько знаков, иногда она может быть именем человека или магическим словом. Встречаются и камни, содержащие целые “сочинения”. Такова, например, Эггьюмская надпись (см. рис.), перевод которой, хотя и возможен лишь отчасти, чрезвычайно интересен:
Камень не был (освещен) солнцем, и нож не коснулся его; (злые) волшебники не должны обнажить (камень), ни обманутые, ни ослепленные колдовством. Тот сотворил навье море и смазал им уключины утомленной от просверливания ладьи. Кто пришел сюда, в страну коней .Рыба плывущая .Птица поющая .Он погиб коварной смертью.
Впрочем, надписей, столь загадочных, как Эггьюмская, - единицы. В большинстве своем рунические надписи на камнях имеют мало общего с магией. Такова, например, старшеруническая надпись на "камне Водурида", ставшая классическим примером. Надпись гласит:
Вив резал этот камень для Водурида. Три дочери поделили наследство, как самая близкая его родня среди оставшихся в живых. А я, Вив, резал руны для моего лорда - Водурида.
Многие камни, помимо надписи, несут еще и рельефные, иногда окрашенные, изображения, представляющие, как правило, богов и героев. Так, на памятном камне с острова Готланд (VIII в. от Р.Х.) изображены Один, въезжающий на прекрасном восьминогом коне - Слейпнире - в свои владения, Вальхаллу, чертог павших воинов, и встречающая его валькирия, крылатая “дева боя”.
Кроме камней с письменами, земля и частные, и университетские коллекции сохранили для нас и другие памятники рунической магии. Это, например, надписи, сделанные на оружии, содержащие имя его владельца или имя самого меча или наконечника копья. Одной из древнейших таких находок считаются наконечники копий из Бреста (бывш. СССР), время изготовления которых определяется как начало I тысячелетия от Р.Х Классические алфавитные руны Футарка сочетаются на их поверхности с неалфавитными руническими знаками, такими, как трех- и четырехветвевая свастика, круг с точкой в центре и т.д. Любопытен и металлический наконечник ножен меча из Шлезвига, выполненный в виде стилизованного черепа. На каждую из его сторон нанесено по надписи, значение которых до сих пор достоверно не известно. Предполагается лишь, что слова эти являются именами двух людей, так как они близки к двум родовым германским именам. Но почему эти имена нанесены на ножны меча? Что это - свидетельство боевой дружбы или дарственная надпись - или что-то иное?
Рекомендуем также:
Представление о духах
Ещё с древности китайцы пытались объяснить окружающий мир и истолковать явления природы с помощью мифов. Предания о божествах, духах и непобедимых героях занимали большое место в духовной жизни китайского народа.
По китайским воззрениям, ...
Культурное наследие как музейный объект
Под музейным делом принято понимать функционирование музея, включающее такие направления, как фондовая работа, осуществление коммуникационной деятельности, экспозиционная и экскурсионная работа, музейное законодательство, охрана памятнико ...
Скульптура периода республики
Первоначально римляне полностью подражали греческой скульптуре, считая ее верхом совершенства, часто делали копии с уцелевших наиболее понравившихся греческих статуй (благодаря которым мы можем судить о существовавших подлинниках). Но есл ...