Сайт о культуре и искусстве

История создания образа св. вмч. Варвары

Другое » Свидетельство о вере и Церкви росписей собора святого равноапостольного князя Владимира в Киеве » История создания образа св. вмч. Варвары

Михаил Васильевич по приезде в Киев был принят в доме Праховых. Подружился с дочерью Праховых Еленой Адриановной, в семье называемой Лелей. Позднее эта дружба перешла в сердечную привязанность, Михаил Васильевич и Леля даже были помолвлены. Е.А. Прахова послужила моделью для образа св. вмч. Варвары. Нестеров пишет родным из Киева 20 марта 1894 года: «Во вторник начну писать Варвару, нарисовал контур и сделал рисунок с Лели Праховой. Приступаю с благоговением и радостью, ведь это была цель всего заказа. Судя по письмам Нестеров очень хотел этого, давно ждал начала работ над образом св.Варвары. В другом письме из Одессы 9 апреля 1994 года: «Великомученица Варвара нравится – нравится и Праховым, в особенности Леле, и я думаю, что всё же это мой лучший образ в соборе» Но прихожанки храма потребовали заменить этот образ. Аргумент звучал так: «Мы не хотим молиться на Лелю Прахову». Нестеров был очень огорчен, протестовал, но образ переписал. Письмо А. Прахову из Москвы от 3 декабря 1895 года: «На днях я получил из Киева за подписью Д.С. Федорова бумагу, где в очень решительной форме предлагается переписать мне злополучную голову Варвары»

Ему постоянно это ставят в вину. Одни за то, что посмел для образа святой взять моделью лицо любимой девушки, наделённой самыми высокими нравственными качествами. Другие за то, что уступил и отказался от образа любимой. На деле здесь проявилось смирение художника.

Для художника было само собой разумеющимся писать святых с натурщиков. С тех пор как иконопись в храмах сменилась живописью иной методики и быть не могло. Дурылин отмечает, что, созданные по лучшим образцам византийской иконописи произведения Нестерова оказались сухими и холодными. И художник вновь обратился к писанию с натуры. Изображения должны были быть правдоподобными, иметь обычные пропорции, создавать «натуральное» изображение. И этот метод нисколько не противоречит цели, поставленной перед исполнителями росписей. Они стремились написать историю русской святости. Показать лики людей, которые жили в нашей стране, и смогли преодолеть всё и достичь духовных высот, а теперь молятся за нас на небесах. Лики должны были отражать лица. И художник ищёт в лицах ещё живущих отблески той славы, которой уже достигли святые. Родным из Севастополя 10 апреля 1894 года сообщает: «Я нарисовал голову одного монаха, с него как бы списаны те святые князья, которые видны и теперь ещё на стенах соборов ярославских, углицких и пр. Пригодится для «Александра Невского». И о том же Ап. Васнецову из Ялты 17 апреля 1994 года «В монастыре я встретил редкого по своей чистоте типа великорусского монаха – молодого послушника из ярославцев, эти мечтательные глаза, странная улыбка, кудри русые, всё это напоминает наших благоверных князей, лики которых мы видим в древних церквах Москвы, Ярославля, Костромы». Любовь к родине включает в себя и любовь к людям, живущим в родной стране. Нестеров умел видеть в обычных людях образ и подобие Божие, разглядеть за плотью душу.

Закончив работу во Владимирском соборе, Михаил Васильевич намерен был продолжать труды в области церковной живописи. Он пишет Средину Л.В. из Москвы 15 апреля 1895 года «Под Москвой проживу до конца мая, а там думаю проехать на север, начиная с Ростова, Ярославля и далее в Кострому, Углич, Псков. Цель этой поездки – знакомство с нашей старой церковной живописью, с её лучшими образцами»

Для церкви имения Н.И. Оржевской «Новая Чартория» на Волыни Нестеров в 1899-1901 году написал ряд образов и эскизы для росписей. Трудился там и Прахов

Рекомендуем также:

Творческий поиск Эдуарда Мане
Многие считают основателем течения именно Эдуарда Мане, который хотя и не участвовал в выставках импрессионистов, сознательно противопоставил новое мировоззрение классическому, уходящему корнями в итальянское католическое представление о ...

Функции культуры
Содержанием культуры становится вся человеческая деятельность, и разделение на материальную и духовную культуру выглядит при этом весьма условным. Главное, что создается в результате развития культуры − это человек как родовое сущес ...

Отечественные молодежные субкультуры
Что же было источником конструирования «культурных мифов» в отечественных молодежных субкультурах? Для России таким источником стал Запад. Отечественные молодежные движения, начиная со стиляг, конструировали «свой Запад» в соответствии с ...