Сайт о культуре и искусстве

Поиски и находки в создании святых образов

Другое » Свидетельство о вере и Церкви росписей собора святого равноапостольного князя Владимира в Киеве » Поиски и находки в создании святых образов

Страница 1

Васнецов пишет Поленовой о сюжетах своих росписей, ссылается на буслаевские работы. «На первом потолке над хорами западными я изображаю «Слово Божье» в виде юноши ангела, сидящего на облаках с животными евангелистов по сторонам, подножие им земля. В этом роде изображалось «Слово Божье» на старинных иконах. Остальные два потолка, ближайшие к алтарю, будут изображать именно жертву Господню. На среднем потолке – «Бог-отец» в великой печали, кругом его серафимы и ангелы в великой скорби. На последнем потолке – ближайшем к алтарю – «Распятие Христово», тело его прикрывается крыльями ангелов – два ангела поддерживают крест, чтобы облегчить тяжесть казни – Христос, уже умерший. Все окружающие ангелы в печали» Как-то все это напоминает возражения Висковатого.

«Работа над росписями Владимирского собора была центральным творческим актом Васнецова, таким же делом жизни как «Явление Христа народу» для Александра Иванова»

По окончании работ во Владимирском соборе В.М. Васнецов делает ряд композиций для петербургского храма «Воскресения на крови», некоторые из них выполнены мозаичным способом. Пишет «Богоматерь» для русской церкви в Дармштадте. Построенный в Варшаве собор св. блгв. кн.Александра Невского оформлялся по проекту Н.В. Покровского. Роспись алтаря и руководство живописными работами поручено В.М.Васнецову. Покровский – крупнейший специалист в области церковной археологии и истории христианского искусства, едва ли он согласился бы на приглашение Васнецова, если бы не был согласен с его трактовкой образа. Для одноименного храма в Софии Виктор Михайлович Васнецов создал иконы Богородицы и Христа Спасителя для центрального алтаря. Затем для храма в Гусь-Хрустальном в имении Нечаева-Мальцева В.М. Васнецов пишет иконостас и композиции «О Тебе радуется» и «Страшный суд», «Сошествие во ад», «Распятие». Биографы приводят мнение П.П. Гнедича о композиции: « Впечатление ошеломляющее. Это не композиция Васнецова, это – сумма болезненно-страстных религиозных фантазий христианских художников всех веков и народов. Тут и великие итальянцы, и упадочники, и Византия, а, главное, наши старые московского письма иконы. Всё сведено в гармонию требований нашей церковной живописи. Композиция строго держится канона… В ней есть стихия. Стихийная борьба добра и зла, любви и ненависти, созидания и разрушения, вековечная, излюбленная тема, пока жив человек на земле. Борьба дьявольского змия, сидящего в каждом человеке, с чистой просветлённой любовью – самая ужасающая трагедия человечества…

«Страшный суд» - ряд символов, порой мощных, порой слабых, но в общем неотразимых. Это страшная оратория вне времени и пространства. Но это одно из тех немногих истинно художественных творений, которое стоит увидеть раз, чтобы запомнить его навсегда».

Виктор Михайлович Васнецов создал эскизы для мозаик храма во имя св.кн.Александра Невского в Варшаве, разрушенного в 1920 году при Пилсудском.

Академия художеств предлагала Васнецову быть профессором руководителем мастерской религиозной живописи при Академии. 15 сентября 2005 года в залах Академии была открыта выставка картин Васнецова.

В.М. Васнецов принимал участие в деятельности «Союза русского народа»

По рисункам Васнецова были поставлены на Скорбященском кладбище в Москве памятники видным деятелям патриотического движения В.А. Грингмуту (1851-1907) и генерал-майору императорской свиты Г.А. Мину (1855-1906). Виктор Михайлович разработал проект памятник 300-летию дома Романовых и проект памятника патриарху Гермогену.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Скульптура Греции в эпоху архаики
В истории Древней Греции период эпохи архаики длился с 8 по 6 в. до н.э. В этот период происходит бурное развитие материальной культуры, увеличиваются производительные силы, крепнут ремесленные центры, развивается земледелие и торговля, р ...

Коллективность как культурная норма
Сохранение общины в течение многих веков также в большей степени было связано с природными условиями крестьян: «миром» легче было справляться с тяжелыми сельскохозяйственными работами, с огромными повинностями, с голодом и невзгодами. Общ ...

Русское изобразительное искусство и архитектура XVIII в
XVIII в. – переломная эпоха в истории России и развитии русской культуры. Реформы Петра I затронули в той или иной степени все стороны жизни, государственное устройство, экономику, идеологию, общественную мысль, науку, художественную куль ...