Особенность римского театра
Обращаясь к римскому театру, нужно сразу отметить, что характер театральных представлений в Риме был совершенно иным, чем в Греции: хотя и в Риме спектакли часто проходили в дни праздников, религиозных торжеств, но сами по себе они не имели признаков культового действа, мистерии, не были связаны с религиозными обрядами.
По своему происхождению римский театр не может считаться явлением оригинальным – касается ли это драматургии или внутреннего устройства театральных сооружений. Здесь заметно сказалось влияние этрусков, а затем и греков. Ливий рассказывает: в 364 или 363 г. до н.э. в Риме свирепствовал мор, и ничем не удавалось ослабить его губительную силу. Перепробовав все меры, римляне решили, в конце концов, дабы умилостивить богов, прибегнуть, как пишет историк, «к учреждению сценических игр, делу новому для воинственного народа, ибо ведь до этого зрелища ограничивались только конскими бегами. Но, как почти всегда бывает в начале, игры эти ничего особенного из себя не представляли, да и те были иноземного происхождения: приглашенные из Этрурии актеры, танцуя под аккомпанемент флейты, совершали, по обычаю этрусков, довольно красивые телодвижения, не сопровождая их ни текстом, ни соответствующими тексту жестами». И все же выступления актеров, их танцы, музыка произвели на тогдашних обитателей Вечного города сильное впечатление, ведь речь шла о прежде невиданном, о новинке. В самом Риме актерам из Этрурии «начали подражать молодые люди, перебрасываясь шутками в нескладных стихах и при этом жестикулируя соответственно тому, что они говорили. Таким образом, обычай этот был введен и, благодаря частому повторению, усовершенствовался».
Актеров в Риме называли гистрионами ( от этрусского «истер» - актер). Вскоре актеры перешли от самодельных незамысловатых экспромтов, наподобие фесценнинских песенок, к исполнению сатур, или сатир – драматически-песенных импровизаций в стихах, положенных на музыку, причем пение сопровождалось игрой на флейте и соответствующими жестами. По преданию, несколько лет спустя Ливий Андронник первым решился поставить вместо сатуры драму с заранее определенным содержанием. Выступления гистрионов не обходилось без участия певцов, сами же гистрионы произносили диалоги и разыгрывали сценки. Это правило стало лишать драматические произведения комического и разнузданного характера, и шутка мало-помалу стала превращаться в искусство, молодые люди, предоставив гистрионам играть пьесы, стали между собой, как и в старь, перекидываться шутками в стихах. Так, во многом под влиянием осков, из их города Ателлы пришли к римлянам знаменитые аттеланы – комические сценки в стихах фарсового характера. В дальнейшем, после того как благодаря усилиям Ливия Андроника на римской сцене воцарились переводные греческие драмы, аттеланы сохранились в виде эксодия – заключительного дивертисмента к основной пьесе.
Первоначально актеры, роль которых ограничивалась акробатическими, танцевальными и певческими номерами, выходили на небольшие, временные подмостки – эстраду; вокруг нее стоя толпились зрители. На исходе II в. до н.э. вблизи эстрады стали делать почетные места для сенаторов, и этот обычай долго сохранялся; пока не начали строить постоянные каменные театры. В 154 г. в Риме, начали строить прочный каменный театр по образцу греческих, но несколько иначе расположенный, ибо различными были условия местности в Риме и в Афинах. Однако сенат, воспротивившись наличию сидячих мест в театре, потребовал прекращения работ. По всей видимости, в сенате были сильны антигреческие настроения, точнее - опасения, что эллинистические влияния подорвут незыблемость традиционного римского уклада жизни, чистоту римских нравов. Столетием позже Гней Помпей, восхищенный прекрасным греческим театром в Митилене, начал строительство первого в Риме каменного театра, открывшегося в 52 г. до н. э. По этому случаю также были устроены игры и в самом театре, и в цирке, и в амфитеатре, продлившиеся несколько дней. Театр Помпея надолго стал гордостью римлян.
Римский театр был расположен иначе, чем греческий, а именно на ровной местности. Внутреннее убранство театра отличалось невиданной у греков роскошью: росписи, рельефы, скульптура. Крытый верх надежно защищал публику и от прямых лучей солнца, и от дождей. Хор, танцоры, музыканты выступали вместе с актерами на общих подмостках. Новинкой римского театра был и занавес, который в отличие от современного не поднимался и не раздвигался в начале представления, как мы привыкли, а опускался, скрываясь в специальной щели. Особенностью римского театра можно считать и фонтан, навевавший прохладу на зрителей; вода поступала по каналу, шедшему между зрительным залом и сценой. В Риме в эпоху империи слева от сцены ставили ложу для императора и почетных гостей.
Рекомендуем также:
Тема и идея фильма
Конец игры – начало новой игры.
Фильм «Беги, Лола, беги» - это фильм о роли человека в своей судьбе. Фильм о том, над чем человек волен, а над чем нет. Многое в человеческой судьбе зависит от него самого. Путь уже предрешён, нужно лишь с ...
Искусство компьютерного коллажа
Коллаж (в переводе французское слово collage означает наклеивание), по словам художников, «бросает вызов живописи». Когда-то Пабло Пикассо одним из первых применил коллаж в своих работах, произведя настоящую революцию в искусстве, а сегод ...
Конфуцианство и его роль в определении и формировании основных параметров политической
и социальной культуры народов Дальнего Китая
Конфуцианство – это этико-философское учение, разработанное ее основателем Кун-цзы или Конфуцием (551–479 до н.э.), развитое его последователями и вошедшее в религиозный комплекс Китая, Кореи, Японии и некоторых других стран.
Учение:
1. ...