Сайт о культуре и искусстве

Основная сюжетика витража

Другое » Готический витраж. Обзор художественного наследия » Основная сюжетика витража

Страница 2

Рис.2. Взятие крестоносцами Антиохии. Аббатство Сен-Дени. XII в.

Рис. 3. Преследование крестоносцами Сельджуков. Аббатство Сен-Дени. XIIв.

Так же, как отмечает Рагин В.Ч. так же на витражах могли изображатся церковные обряды, так в соборе в Осера (рис.) изображено обретение мощей Святого Стефана.В той же книге отмечается, что витраж так же изображал не только сюжеты связанные с религией или историей, так же изображались сюжеты связанные с Литературным творчеством того времени, так в соборе в Шартре, окно Карла Великого включает в себя сцены описанные в «Песни о Роланде»: Французы борются с Маврами; Карл разговаривает с Ганелоном; Роланд сражается с врагом; Роланд Ломает свой меч; Роланд трубит в рог.[9;С.94].(Рис.4)

Кроме того, витраж стал одним из способов отображения устного народного творчества. Становление искусства витража и появление новых сюжетов проходило параллельно со становлением жанра романа. Сюжетная канва организовывалась путем нанизывания ключевых эпизодов друг на друга. Одним из самых частых был сюжет о трагической судьбе влюбленных, например о Тристане и Изольде, испивших любовное зелье. Другими частыми персонажами романов были мученики, девственницы, исповедники, странствующие монахи и чудотворцы. Как отмечает Рагин, особенно был популярен сюжет о Святом Николае, спасшем тонущего мальчика, а также сюжет о Святом Бенедикте, изгоняющем злых духов из одержимых людей [9;С. 86].

Многие сюжеты, которые можно видеть на витражах, существовали в письменном варианте, их литературные и художественные воплощения никогда не дублировались; скорее, между ними были отдельные точки пересечения. Так отмечают, что на библейских витражах XII века редко встречаются цитаты из Писания, таким образом они предназначались для того, чтобы создать у молящихся определенный настрой позволяющий душе обратиться ко Всевышнему. Иными словами, витражи тогда не были иллюстрациями к какому-либо религиозному тексту.

Витражи можно сравнить с гениально написанным текстом книги, который можно перечитывать много раз, и всегда находить в нем нечто новое и важное.

Известно, что витражи монтировались по тематическому принципу: отдельно выделялись сюжеты о мучениках, исповедниках, девственницах, кающихся грешниках и чудотворцах, расположение зависело от целей, которые преследовали монастыри-заказчики. Образы также могли размещаться по принципу социального деления или же духовной значимости. Композиция витража каждого типа была однородной. Например, если на нем рассказывалось о мучениках, то обязательным сюжетным элементом было появление Христа или ангелов. Рагин В.Ч. считает, что они врачевали раны страдальца перед следующей пыткой или же наставляли его перед казнью [9;С.87]. Для святых исповедников было важнее всего показать их чистоту и воздержание, отрицание плотского начала в себе, а также их удивительный дар исцеления души и тела. Кроме того, в житии святых могут добавляться вставные элементы, рассказывающие об обретении священных реликвий и о посмертных чудесах.

Принято считать, что яркие, насыщенные цветовые решения медальонов и обрамлений были характерны для витражной техники Германии, Англии и Франции в данный период. Традиция изображения святых-покровителей и членов королевских семей осталась неизменной, поэтому считается закономерным, что витражная композиция собора в Суассоне на севере Франции практически повторяла композицию в аббатстве Кентербери на юге Англии. Витражи в Кентербери как нельзя лучше иллюстрируют сюжетное и идейное разнообразие, появившееся в готический период. Для восстановления разрушенной части хоров был приглашен французский мастер Гийом из Санса, а витражи в Сансе были изготовлены мастерами, сопровождавшими кентерберийских монахов в изгнании с 1207 по 1213 год во время правления короля Иоанна Безземельного. Более того, английские стекольщики были приглашены в церковь Сент-Ив в Брэни для работы над витражами. Как отмечает Рагин, такой интернациональный обмен был описан в хронике того времени: «Агнесса, графиня Брэнская велела заложить церковь, равной которой по красоте и богатству убранства не было никогда. Она приказала заполнить оконные проемы витражами из Англии, удивительными в цветовом и художественном отношении». В дальнейшем Рагин В.Ч. делает вывод, что зачастую покровителями становились женщины [9 ;С.88]

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Искусство Индии
древневосточная культура магия анимализм По сообщению литературных источников, деревянные постройки владык выделяются роскошью. Дворец самого могущественного владыки Ашоки стоял на каменном фундаменте, было 80 песочных колонн. Дворцы был ...

Моды
«Модом» можно оставаться всегда, главное - двигаться нетореной дорогой, постоянно вскрывая для себя новые пласты в музыке, одежде, литературе и кинематографе. «Беря отовсюду самое достойное, они стремились сотворить нечто прежде неведомое ...

От язычества к православию на Руси
Религией восточных славян было язычество. Истоки его уходят в далекое прошлое, а отголоски сохраняются до наших дней. Языческая культура была довольно развитой, имелись мифология, пантеон главных божеств, жрецы. Языческая дружинно-княжеск ...