Сайт о культуре и искусстве

О Ситуации смыслообразования

Другое » О Ситуации смыслообразования

Страница 2

Содержание «Письма» в свою очередь является многосмысленным (многозначным), поскольку представляет читателю последовательно ряд взглядов, предлагаемых ему от имени Татьяны.

А) Семь вступительных строк экспонируют ситуацию: напоминают о риске на который пошла Татьяна, и в связи с этим, в сущности, предписывают Онегину, как, в каком смысле он должен воспринимать письмо и его автора:

Я к вам пишу – чего же боле?

Что я могу еще сказать?

Теперь, я знаю, в вашей воле

Меня презреньем наказать.

Но вы, к моей несчастной доле

Хоть каплю жалости храня,

Вы не оставите меня.

Б) Следующие тринадцать строк дают образ альтернативной, в представлении Татьяны, ситуации («Когда б надежду я имела»…). Эта альтернатива оттеняет реальное положение дел:

Сначала я молчать хотела;

Поверьте: моего стыда

Вы не узнали б никогда,

Когда б надежду я имела

Хоть редко, хоть в неделю раз

В деревне нашей видеть вас,

Чтоб только слышать ваши речи,

Вам слово молвить, и потом

Все думать, думать об одном

И день и ночь до новой встречи.

Но, говорят, вы нелюдим;

А мы . ничем мы не блестим,

Хоть рады вам и рады простодушно.

В) Последующие девять строк обнаруживают смысл положения Татьяны в широком контексте женской судьбы – рефлексия, более естественная для зрелого человека (временами здесь, кажется, звучит голос автора), а не для юной героини:

Зачем вы посетили нас?

В глуши забытого селенья

Я никогда не знала б вас,

Не знала б горького мученья.

Души неопытной волненья

Смирив со временем (как знать?),

По сердцу я нашла бы друга,

Была бы верная супруга

И добродетельная мать.

До сих пор письмо сообщает читателю более или менее обычные для него вещи. Но дальше наступает перелом.

Г) Татьяна переходит на «ты» и в следующем самом большом фрагменте письма (тридцать три строки) обращается, собственно, не к Онегину, которого знает очень мало, а к герою своей девической мечты, с которым фактически сроднилась:

Другой! Нет, никому на свете

Не отдала бы сердца я!

То в высшем суждено совете .

То воля неба: я твоя;

Вся жизнь моя была залогом

Свиданья верного с тобой;

Я знаю, ты мне послан богом,

До гроба ты хранитель мой .

Ты в сновиденьях мне являлся,

Незримый, ты мне был уж мил,

Твой чудный взгляд меня томил,

В душе твой голос раздавался

Давно .нет, это был не сон!

Ты чуть вошел, я вмиг узнала,

Вся обомлела, заплыла

И в мыслях молвила: вот он!

(Здесь драматургическая кульминация Письма)

Не правда ль? Я тебя слыхала:

Ты говорил со мной в тиши,

Когда я бедным помогала

Или молитвой услаждала

Тоску волнуемой души?

И в это самое мгновенье

Не ты ли, милое виденье,

В прозрачной темноте мелькнул,

Проникнул тихо к изголовью?

Не ты ль, с отрадой и любовью,

Слова надежды мне шепнул?

Кто ты, мой ангел ли хранитель,

Или коварный искуситель:

Мои сомненья разреши.

Быть может, это все пустое,

Обман неопытной души!

И суждено совсем иное .

В этом разделе Письма Татьяна сообщает адресату, какой смысл он имеет для нее в ситуации, нарисованной ее мечтами.

Д) А следующие двенадцать строк воплощают контаминацию двух образов в ее сознании. Теперь уже Онегин получает ее «ты» и приглашение «вообразить» ее положение:

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Игры разума в творчестве Пелевина
Разуму, сознательному и бессознательному, манипуляциям с сознанием отводится огромное место в творчестве Пелевина. Слова несут в себе огромную силу. Их можно воспринимать как сознательно (аудиально или визуально), так и бессознательно. Н ...

Прогресс цифровой живописи
В конце XX — начале XXI веков CG-арт (Computer Graphics Art) бурно развивается и занимает прочные позиции в оформлении книг/плакатов, преобладает в индустрии компьютерных игр и современном кино, популярен в любительском творчестве. Причин ...

Готический витраж
Витраж является одним из видов монументально-декоративной живописи. Со второй половины XII в. в Западной Европе, и, прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура нового стиля, коренным образом отличающегося от романского и получ ...