Сайт о культуре и искусстве

Архитектура Чернигова

Другое » Древнерусские памятники архитектуры X-XIII веков » Архитектура Чернигова

В начале XIII в. в Чернигове возвели Пятницкую церковь. Памятник был очень сильно перестроен, но сохранился во всех своих частях. Во время Великой отечественной войны церковь была повреждена, но позднее реставрирована, причем полностью восстановлена в первоначальных формах. Эта небольшая четырехстолпная церковь имеет план, на первый взгляд мало отличающийся от планов храмов середины века. Апсиды оконтурены плавной линией и представляют собой не три полукружия, а одну трехлопастную кривую. Пилястры сложные, с тонкими полуколонками, но очень мягко профилированные. Церковь имеет чрезвычайно стройные пропорции и нарядные, насыщенные кирпичной орнаментацией фасады. Завершаются фасады одной средней закомарой и двумя боковыми полузакомарами, благодаря чему завершение приобретает трехлопастную форму. Арки, соединяющие подкyпольные столбы, расположены выше примыкающих к ним цилиндрических сводов. Таким образом, была создана система повышающихся к центру арок, отчего барабан сильно поднимался над сводами. Снаружи повышенные подпружные арки образуют второй ярус закомар, служащий как бы пьедесталом для барабана. А на самом барабане размещен третий ярус закомар, на этот раз уже чисто декоративных, т.е. по существу кокошников*. Все особенности Пятницкой церкви подчинены одной идее – придать ей вертикальную устремленность и столпообразность.

Рекомендуем также:

Отношение М.В. Нестерова к русскому искусству
Михаил Васильевич Нестеров горячо любил Россию. Он писал Турыгину из Уфы 27 июля 1895 года: «Скажу одно, что если Италия пленяет нас своей красотой и искусством, если последнее имеет там свою родину и поныне там живёт с неувядаемой силой, ...

Костюм – индивидуальность – цвет
Цвета отдельных элементов костюма должны тщательно подбираться в соответствии со всем костюмом и выявлять при этом достоинства индивидуальности. Прежде чем подобрать цвета, которые больше всего идут человеку, надо определить его индивидуа ...

Ритм в фильмах А. Тарковского
Фильмы А. Тарковского - это особая страница в истории российском кинематографе. Все они наполнены особой атмосферой, настроением. В них задан авторский ритм и свой поток времени. Ощущения не реальности происходящего граничит с вполне реал ...