Балет XIX-го и XX-го веков – продолжение народных традиций в русском классическом танце
В истории русского балета много славных страниц. В 19-м – начале 20-го веков русский балет занял ведущее место в мировом балетном искусстве. Его школа обладала стойкими традициями; репертуар включал лучшие спектакли 19 века. Этим он обязан великим русским композиторам: П.И. Чайковскому, создателю бессмертных балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», А.К. Глазунову, автору балета «Раймонда». Постановка этих произведений на сцене – заслуга таких великих балетмейстеров, как М. Петипа, Л.Иванов.
Накануне больших общественных сдвигов балет также нуждался в обновлении метода и стиля. Балетмейстеры-реформаторы А.А. Горский и М.М. Фокин выступили за цельность балетного действия, историческую достоверность стиля, естественность пластики; они выдвинули в противовес эстетике балетного академизма принцип живописности, во многом опиравшийся на народный танец. Балеты Горского и Фокина оформляли А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих. Балетмейстеры-реформаторы испытали влияние искусства Айседоры Дункан, пропагандистки «свободного» танца.
Борьба нового и старого отразилась внутри балетных трупп.
Классическое наследие балетного театра в Москве защищали Е.В. Гельцер и В.Д. Тихомиров, в Петербурге — О.И. Преображенская, М. Ф. Кшесинская, А.Я. Ваганова, Н.Г. Легат.
В спектаклях Горского выступали С.В. Федорова, М.М. Мордкин и др.; в балетах Фокина — А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский.
При всех противоречиях русский балетный театр стал одним из центров исканий современного искусства.
С 1909 в Париже начались гастроли русского балета — Русские сезоны, организованные С.П. Дягилевым. Первые сезоны познакомили зарубежного зрителя с искусством композитора И.Ф. Стравинского, балетмейстера М.М. Фокина, танцовщика В.Ф. Нижинского, балерины А.П.Павловой и других, привлекли в балетный театр многих прославленных музыкантов и художников. Именно тогда пришло мировое признание к Фокину, поставившему на музыку Стравинского такие балеты, как «Петрушка» и «Жар – птица». В них балетмейстер очень органично соединил традиции русского фольклора с техникой классического танца. А воплотили идею хореографа на сцене великие артисты балета Павлова и Нижинский.
В 1910—20-е гг. влияние русского балета распространилось по всему миру, что способствовало развитию балетного искусства других стран.
Рекомендуем также:
Появление звука в кино
До 1927 г. практически все фильмы были "немыми", они содержали лишь изображение, без звука. В начале 1920-х появляется первая система, способная записывать и воспроизводить звуковое кино, однако кинопроизводители долго осторожни ...
Недостатки цифровой живописи
Сложность освоения.
На текущий момент очень мало школ или более серьёзных учебных учреждений, обучающих по этой специальности — цифровыми художниками становятся в основном самые энергичные и любознательные люди и особенно дети, умеющие с ...
Гражданское и административное устройство
Египтяне делились на классы. Наиболее почитаемыми были жрецы, которым была доверена служба в храмах. Богатые и влиятельные, они были освобождены от налогов и содержались на средства храмов. Остальные классы – это знать, облеченная политич ...