Сайт о культуре и искусстве

Балет XIX-го и XX-го веков – продолжение народных традиций в русском классическом танце

Другое » Взаимосвязь фольклора с русским классическим и современным искусством » Балет XIX-го и XX-го веков – продолжение народных традиций в русском классическом танце

В истории русского балета много славных страниц. В 19-м – начале 20-го веков русский балет занял ведущее место в мировом балетном искусстве. Его школа обладала стойкими традициями; репертуар включал лучшие спектакли 19 века. Этим он обязан великим русским композиторам: П.И. Чайковскому, создателю бессмертных балетов «Лебединое озеро», «Спящая красавица», «Щелкунчик», А.К. Глазунову, автору балета «Раймонда». Постановка этих произведений на сцене – заслуга таких великих балетмейстеров, как М. Петипа, Л.Иванов.

Накануне больших общественных сдвигов балет также нуждался в обновлении метода и стиля. Балетмейстеры-реформаторы А.А. Горский и М.М. Фокин выступили за цельность балетного действия, историческую достоверность стиля, естественность пластики; они выдвинули в противовес эстетике балетного академизма принцип живописности, во многом опиравшийся на народный танец. Балеты Горского и Фокина оформляли А.Н. Бенуа, Л.С. Бакст, Н.К. Рерих. Балетмейстеры-реформаторы испытали влияние искусства Айседоры Дункан, пропагандистки «свободного» танца.

Борьба нового и старого отразилась внутри балетных трупп.

Классическое наследие балетного театра в Москве защищали Е.В. Гельцер и В.Д. Тихомиров, в Петербурге — О.И. Преображенская, М. Ф. Кшесинская, А.Я. Ваганова, Н.Г. Легат.

В спектаклях Горского выступали С.В. Федорова, М.М. Мордкин и др.; в балетах Фокина — А.П. Павлова, Т.П. Карсавина, В.Ф. Нижинский.

При всех противоречиях русский балетный театр стал одним из центров исканий современного искусства.

С 1909 в Париже начались гастроли русского балета — Русские сезоны, организованные С.П. Дягилевым. Первые сезоны познакомили зарубежного зрителя с искусством композитора И.Ф. Стравинского, балетмейстера М.М. Фокина, танцовщика В.Ф. Нижинского, балерины А.П.Павловой и других, привлекли в балетный театр многих прославленных музыкантов и художников. Именно тогда пришло мировое признание к Фокину, поставившему на музыку Стравинского такие балеты, как «Петрушка» и «Жар – птица». В них балетмейстер очень органично соединил традиции русского фольклора с техникой классического танца. А воплотили идею хореографа на сцене великие артисты балета Павлова и Нижинский.

В 1910—20-е гг. влияние русского балета распространилось по всему миру, что способствовало развитию балетного искусства других стран.

Рекомендуем также:

Аккультурация
Этим термином принято называть процесс усвоения индивидом чужой культуры в результате эмиграции в другую страну или привнесения чужеродных культурных влияний в его собственную среду. Например, индустриальная западная культура радикально и ...

Влияние и вклад европейцев в культуру Японии
Следует отметить, что европейское искусство гравюры, и в первую очередь типа чиароскуро, в общих чертах идентично искусству японской цветной гравюры. В большинстве случаев его тематика была религиозной, и оно было особенно популярным имен ...

Магия в первобытный период
Магия, как одна из форм первобытных верований появляется на заре существования человечества. Восприятие её в отрыве от иных первобытных верований невозможно – все они были тесно связаны между собой. Если придерживаться теории о магическо ...