Сайт о культуре и искусстве

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Другое » Культура Беларуси в XIX – начале XX в » Изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Страница 3

В графике (как и в живописи) классицизм в 1830–1840-е гг. сменился романтизмом, а затем настал черед реалистических течений. Большой резонанс в среде передовой интеллигенции вызвала литография уроженца Минска Юзефа Азембловского (1804–1878) «Славянский невольник» («Белорусский раб»), воспринимавшаяся как резкий протест против крепостнического рабства. Ее демонстрировал на своих лекциях в Париже А. Мицкевич, о ней одобрительно отзывался А. Герцен. Плодотворно работали в реалистически ориентированной графике М. Падалинский, Ю. Главацкий.

В Беларуси времен культурного подъема появилась плеяда талантливых скульпторов. Правда, им приходилось преодолевать немало трудностей (стесненные материальные условия, отсутствие поддержки государства, малочисленность заказов). Тем не менее на волне нового возрождения происходило становление мемориальной, культовой, садово-парковой, станковой, монументально-декоративной скульптуры, а также пластики малых форм. Среди мастеров круглой скульптуры выделялась династия Ельских – отца Кароля и его сыновей Яна и Казимира.

Особенной даровитостью отличался Казимир Елъский (1782–1867) – без преувеличения высокопрофессиональный скульптор Беларуси, искусствовед, профессор, заведующий кафедрой скульптуры Виленского университета, автор трактата «О связи архитектуры, скульптуры и живописи» (1828). Творчество К. Ельского весьма разнообразно по жанрам. Он создал четыре фигуры пророков для главного алтаря костела Святых Петра и Павла в Вильно (1804), более 50 скульптурных портретов передовых деятелей культуры и науки Беларуси, Польши, Литвы, России (Я. Снедецкого, Ф. Смуглевича, И. Хрептовича, Я. Рустема). К. Ельский также плодотворно работал в жанрах скульптуры малых форм, парковой скульптуры, сакральной и мемориальной пластики. Среди других талантливых мастеров можно выделить Я. Островского, Р. Слизеня, которые проявили себя и в области сакральной скульптуры. В последующем некоторые ее образцы и другие раритеты культового искусства были собраны в церковно-археологическом музее, открывшемся в 1908 г. в Минске.

Оживлению художественной жизни содействовали различные выставки изобразительного искусства. С 1890 по 1917 г. в Минске состоялось 10 выставок, в которых участвовали белорусские, русские и польские художники.

Наиболее распространенными видами народного творчества и декоративно-прикладного искусства в рассматриваемый период были художественное ткачество, резьба по дереву, керамика, производство изделий из стекла.

Известные исследователи белорусского прикладного искусства М.С. Кацер и Е.М. Сахуто не без основания утверждают, что технологии мастеров прошлого не забыты современными умельцами. Несколько мануфактур производили слуцкие пояса, ткали гобелены (Кореличи, Мир), изготовляли стеклянные изделия (Налибоки, Уречье).

В начале XX в. на белорусских землях работали около 30 довольно крупных предприятий по изготовлению стекла. Белорусские заводы по объему производства стекла и стеклянных изделий занимали третье место в России. В 1910 г. на международной выставке в Париже изделия хрустальной фабрики «Борисов» были удостоены золотой медали.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Государственный художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Царское Село"
Государственный музей-заповедник "Царское Село" - памятник мировой архитектуры и садово-паркового искусства XVIII - начала ХХ века. Целый ряд царствований, начиная с Екатерины I и кончая Николаем II, оставил в Царском Селе свой ...

Культура и быт населения Китая в XVI – XIX веках
Для минского периода истории Китая характерно развитие культуры, обогащенной новыми достижениями. Дальнейшее развитие получила литература; главным образом издавались обширные исторические труды, появились новые энциклопедии, по своей пол ...

Сценический метод Эллен Терри
Эллен Терри прожила долгую жизнь. Она родилась в 1848 году, умерла в 1928. Из этих восьмидесяти лет почти полстолетия было отдано сцене. Этапы ее творческого пути точно совпадают с исторической логикой развития английского театра второй п ...