Сайт о культуре и искусстве

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Другое » Культура Беларуси в XIX – начале XX в » Изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Страница 3

В графике (как и в живописи) классицизм в 1830–1840-е гг. сменился романтизмом, а затем настал черед реалистических течений. Большой резонанс в среде передовой интеллигенции вызвала литография уроженца Минска Юзефа Азембловского (1804–1878) «Славянский невольник» («Белорусский раб»), воспринимавшаяся как резкий протест против крепостнического рабства. Ее демонстрировал на своих лекциях в Париже А. Мицкевич, о ней одобрительно отзывался А. Герцен. Плодотворно работали в реалистически ориентированной графике М. Падалинский, Ю. Главацкий.

В Беларуси времен культурного подъема появилась плеяда талантливых скульпторов. Правда, им приходилось преодолевать немало трудностей (стесненные материальные условия, отсутствие поддержки государства, малочисленность заказов). Тем не менее на волне нового возрождения происходило становление мемориальной, культовой, садово-парковой, станковой, монументально-декоративной скульптуры, а также пластики малых форм. Среди мастеров круглой скульптуры выделялась династия Ельских – отца Кароля и его сыновей Яна и Казимира.

Особенной даровитостью отличался Казимир Елъский (1782–1867) – без преувеличения высокопрофессиональный скульптор Беларуси, искусствовед, профессор, заведующий кафедрой скульптуры Виленского университета, автор трактата «О связи архитектуры, скульптуры и живописи» (1828). Творчество К. Ельского весьма разнообразно по жанрам. Он создал четыре фигуры пророков для главного алтаря костела Святых Петра и Павла в Вильно (1804), более 50 скульптурных портретов передовых деятелей культуры и науки Беларуси, Польши, Литвы, России (Я. Снедецкого, Ф. Смуглевича, И. Хрептовича, Я. Рустема). К. Ельский также плодотворно работал в жанрах скульптуры малых форм, парковой скульптуры, сакральной и мемориальной пластики. Среди других талантливых мастеров можно выделить Я. Островского, Р. Слизеня, которые проявили себя и в области сакральной скульптуры. В последующем некоторые ее образцы и другие раритеты культового искусства были собраны в церковно-археологическом музее, открывшемся в 1908 г. в Минске.

Оживлению художественной жизни содействовали различные выставки изобразительного искусства. С 1890 по 1917 г. в Минске состоялось 10 выставок, в которых участвовали белорусские, русские и польские художники.

Наиболее распространенными видами народного творчества и декоративно-прикладного искусства в рассматриваемый период были художественное ткачество, резьба по дереву, керамика, производство изделий из стекла.

Известные исследователи белорусского прикладного искусства М.С. Кацер и Е.М. Сахуто не без основания утверждают, что технологии мастеров прошлого не забыты современными умельцами. Несколько мануфактур производили слуцкие пояса, ткали гобелены (Кореличи, Мир), изготовляли стеклянные изделия (Налибоки, Уречье).

В начале XX в. на белорусских землях работали около 30 довольно крупных предприятий по изготовлению стекла. Белорусские заводы по объему производства стекла и стеклянных изделий занимали третье место в России. В 1910 г. на международной выставке в Париже изделия хрустальной фабрики «Борисов» были удостоены золотой медали.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Европейская культура XX века
Начавшийся еще в XVIII в. процесс ускорения развития европейской культуры и цивилизации достиг в XX в. небывалых масштабов. Исключительно выросли темпы технологического обновления, в результате чего поколения техники стали сменяться быстр ...

Прогресс цифровой живописи
В конце XX — начале XXI веков CG-арт (Computer Graphics Art) бурно развивается и занимает прочные позиции в оформлении книг/плакатов, преобладает в индустрии компьютерных игр и современном кино, популярен в любительском творчестве. Причин ...

Роль символа в культуре
В пределах каждой наличной культуры существует определенное соотношение символизма и языковости, а точнее – систем их культурного потребления. При этом не важно, о какой именно конкретной языковой материи идет речь, просто в пределах кажд ...