Изобразительное и декоративно-прикладное искусство
Непревзойденным мастером белорусского классического натюрморта и его родоначальником был Иван Хруцкий (1810– 1885). Самый яркий натюрморт «Цветы и плоды» принес ему известность в профессиональных кругах. Получив звание академика живописи, И. Хруцкий пробовал себя также в жанрах портрета, пейзажа, экспериментировал с изображением интерьера. В 1838 г. его картина «Старуха за работой» удостоилась большой золотой медали. Наиболее ценными его работами зрелого периода признаны «Портрет неизвестной», «Мальчик с корзиной и грибами», «Портрет мальчика в соломенной шляпе», «Семейный портрет с женой и детьми».
Во второй половине XIX – начале XX в. преобладающим направлением в изобразительном искусстве Беларуси стал реализм. В реалистической манере успешно работали А. Горавский, Н. Силиванович, К. Альхимович, Н. Орда и многие другие художники.
Аполлинарий Горавский (1833–1900) известен как пейзажист и портретист. К числу лучших его картин относятся: «Вечер в Минской губернии», «На родине», «Река Березина», «Свислочь», «Пинские болота», «Осень», «Женский портрет», портрет М. Глинки. Ему удавалось при помощи оригинальных художественных приемов отразить социальное положение своих героев, передать характер, индивидуально-психологические черты каждого из них.
Никодим Силиванович (1834–1919) создал ряд мозаичных композиций для главного иконостаса Исаакиевского собора в Петербурге на библейско-евангелические сюжеты («Тайная вечеря» и др.), написал несколько картин, посвященных родной Вилейщине («Старый пастух», «В школу», «Дети во дворе»).
Казимир Альхимович (1840–1916) писал картины на исторические темы («Похороны Гедимина», «Смерть Глинского в тюрьме», «После битвы») и сам являлся участником польского восстания 1863–1864 гг., за что отбывал ссылку в Сибири. В дальнейшем, поселившись в Варшаве, он рассказал о пережитом языком живописи («На этапе», «Смерть в изгнании»). Писал он и на другие темы, например, о нелегком труде крестьян («Жатва»), иллюстрировал произведения А. Мицкевича, успешно работал как график.
Свою лепту в отражение истории Беларуси и сопредельных территорий внес Наполеон Орда (1807–1883) – художник, музыкант, литератор. В наследство потомкам он оставил около 1000 зарисовок замков, культовых зданий, дворцов и других памятных мест Беларуси, Литвы, Польши, Украины. Многих изображенных им памятников архитектуры уже нет, и его картины являются своеобразными документами знаковых мест и объектов зодчества прошлого.
Аккультурация как способ взаимного преобразования («впечатывания» друг в друга) совместимых форм национальных культур стало в XIX в. ведущей тенденцией в творческой деятельности и художественном быте отечественной элиты. Знатоков белорусско-польского искусства привлекает творчество К. Русецкого, Я. Суходольского, Т. Бычковского. Во второй половине XIX – начале XX в. развернули творческую деятельность живописцы Ю. Пэн, В. Бялыницкий-Бируля, Ф. Рущиц, Я. Кругер, Л. Альперович, Я. Дроздович, К. Каганец, С. Жуковский, преуспевшие в гибридизации смежных национальных художественных традиций и стилевых форм.
Рекомендуем также:
Культурные универсалии
Большим достоинством культуры является то, что она позволяет людям преодолевать замедленность генетической эволюции. Модели поведения, генетически присущие организму, не дают возможности быстро приспосабливаться к меняющимся условиям. Что ...
Классицизм и романтизм
Классицизм, или неоклассицизм начала ХХ столетия называют также ампиром (от фр. empire – империя) или стилем Империи. Он завершил эволюцию классицизма и демонстрировал торжество государственной мощи. Ампир впитал в себя древнеегипетские м ...
Культура Византии: этапы и тенденции развития
Крупным средневековым культурно-цивилизационным центром была Византия, возникшая в 395 г. на территориях восточных провинций Римской империи. Столицей Восточной Римской империи, отделившейся, от Западной, стал Константинополь (ныне Стамбу ...