Сайт о культуре и искусстве

Изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Другое » Культура Беларуси в XIX – начале XX в » Изобразительное и декоративно-прикладное искусство

Страница 1

культура белорусский творчество

Белорусское изобразительное искусство конца XVIII – начала XX в. отличалось богатством жанров, стилей, высокой техникой, обращением к межнациональным эстетическим ценностям и стилевым формам. Талантливые мастера вели постоянный творческий поиск. Художники осваивали натюрморт, городской пейзаж, литографию. Развивался исторический жанр. Искусство быстро освобождалось от засилья бездушного академизма, обращалось к внутреннему миру человека, углублялось в историю, общественную и повседневную жизнь, быт людей. На первый план выдвинулись различные жанры живописи.

Живопись развивалась главным образом в губернских городах, и особенно в Вильно, где при передовом университете была основана новаторская школа, ставшая главным центром воспитания белорусских художников в духе творческой свободы. За 35 лет самостоятельного существования ею было подготовлено более 250 живописцев, граверов, скульпторов. Преподаватели (Ф. Смуглевич, Я. Рустем и др.) знакомили молодежь с лучшими достижениями мастеров европейского изобразительного искусства. Это помогло преодолеть зарегулированный академизм, религиозный догматизм и обратиться к жизни разных сословий и социально-профессиональных слоев белорусского общества. Заметное влияние на отечественных художников оказала новая русская живопись.

В 1820-е гг. на смену классицизму пришел романтизм.

Излюбленным жанром в отечественной живописи XIX в. стал портрет. Он особенно удавался Иосифу Алешкевичу (1777–1830), автору портретов князя А. Чарторыйского, пианистки М. Шимановской, магнатов Л. Сапеги и М. Радзивилла, поэта А. Мицкевича. Его романтические произведения, обогатившие общенациональное искусство Беларуси, соответствовали прогрессивным художественным традициям стран Средней и Западной Европы.

Яркую страницу в историю белорусской живописи вписал один из видных представителей романтизма Валентий Ванькович (1800–1842). В 1827 г. он, будучи студентом Петербургской академии искусств, получил золотую медаль – высшую академическую награду – за картину «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 г.». Годом позже живописец вернулся в Минск и в родовом имении в Слепянке создал мастерскую-школу, вокруг которой сгруппировались талантливые художники. В разные периоды творчества он писал автопортреты, портреты родных, близких, соседей, известных людей, например, К. Липинского, А. Монюшки, А. Тавянского и его жены. В 1828 г. им была создана одна из лучших картин «А. Мицкевич на скале Аюдаг», изображавшая поэта-романтика в момент творческого вдохновения. Настроение усиливал мастерски выполненный горный пейзаж Крыма.

Тема истории белорусской земли доминировала в работах художника Яна Дамеля (1780–1840). Около 60 полотен посвящено им знаменательным событиям прошлого. Наиболее известны его картины «Смерть Глинского в неволе», «Освобождение Т. Костюшки из темницы», «Отступление французов через Вильно в 1812 г.», «Крещение славян».

Ярким представителем раннего реализма в белорусской пейзажной живописи, автором уникальных театральных декораций был Викентий Дмоховский (1807– 1862). Его пейзажи отличались поэтичностью и величием, эмоциональной насыщенностью и строгостью композиции, в чем можно усмотреть отголоски постклассицизма. Одновременно для этих пейзажей характерна изящная обрисовка природных деталей. К числу лучших картин Дмоховского относятся «Родина», «Озеро Свитязь», «Улица в Вильно», «Закат солнца», «Ночлег». Современники называли художника Клодом Лорреном виленских окрестностей, хотя его пейзажи выполнены в манере, близкой к реализму.

Страницы: 1 2 3 4

Рекомендуем также:

Потребитель и книга
Современному потребителю всё сложнее и сложнее лавировать в море противоречивой информации. Получив упрощенный доступ ко многим информационным источникам, он десакрализировал знание и невольно понизил его значимость. Современный покупате ...

Апофеоз и финал «ВиНиМора»
ЗРИТЕЛИ воспринимали их как единое существо, что-то вроде комического Змея Горыныча о трех головах, и даже придумали ему имя — ВиНиМор (по первым буквам фамилий). Но какие же разные люди составляли это трио! Клоун от Бога, человек-праздни ...

Трансформация гладиаторских боев в кровавые зрелища, которые впоследствии стали излюбленным развлечением римлян
Теперь из театра переместимся в римский амфитеатр, где проходили бои гладиаторов. Гладиаторские бои имели давнюю традицию еще до постройки амфитеатров в Италии. Известна изначальная связь гладиаторских боев с погребальными торжествами («б ...