Сайт о культуре и искусстве

Образование

Другое » Быт древних римлян » Образование

Страница 1

Как и греки, римляне утверждали приоритетную значимость воспитания и образования. Дух и история римского общества требовали, что бы молодой римлянин имел мужественное, крепкое тело, обладал волей и привычкой беспрекословно подчиняться законам. В суровых испытаниях гражданин не должен был пасть духом.

Воспитание и образование носили частный характер. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. В домашних условиях воспитание осуществлял раб, которого называли "педагог". А бедные пользовались услугами школ. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека. Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования. Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Школьное образование обычно строилось по трем главным ступеням.

Начальная школа. На первых этапах обучения детей преимущественно учили писать и считать, давали сведения об истории, праве и литературных произведениях. Здесь в роли учителя нередко выступал вольноотпущенник или гражданин из низших слоев общества. На первых порах ученикам предлагали отрывки из законов, которые механически зазубривались.

Начальная школа отличалась бедностью: это была комната, в которой имелись лишь стол и скамьи. Иногда урок переносился на открытый воздух, учитель вместе с детьми мог отправиться за город или в парк. Для письма использовалась дощечка, намазанная воском, на которой писались слова и предложения с помощью палочки с заостренным концом, именуемой стилосом.

Школа грамотности. Второй этап школьного обучения продолжался в школе грамотности и охватывал детей, примерно, с 12-13 до 16 лет. Это было уже более обустроенное помещение, в котором имелись бюсты и барельефы прославленных поэтов, а также живопись, в основном на сюжеты гомеровских поэм. Главное внимание данной школе уделялось чтению и толкованию поэтических текстов. Преподавание велось на латинском языке. Греческие авторы читались в переводах, во многом несовершенных. Когда в школах ввели греческий язык, то Гомера, Гесиода, Менандра читали хоть и в извлечениях, но уже в подлиннике. Знакомились и с Римскими авторами – Вергилием, Горацием, Овидием. В качестве филологических предметов изучалась грамматика, комментарии и критика текста, стихосложение и собственно литература, т.е. биографии писателей, их произведения. На занятиях чаще всего звучала речь преподавателя, ученики старались лишь записать услышанное. Что до негуманитарных предметов, например математики и геометрии, то они обычно осваивались в незначительном и примитивном объеме.

Школа третьей ступени. Достигнув 16 лет, юноша поступал в школу третьей ступени, к ритору, которому вменялось готовить ученика к деятельности судебного или политического оратора (правда, это касалось не всех учеников, т.к. в возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу). Обычно ученики должны были составлять сочинения в форме речей, разрабатывая в них какой либо известный литературный или мифологический эпизод. Это могла быть речь Медеи, вознамерившейся убить своих детей, Ахилла, изливающего гнев на Агамемнона, отнявшего у него пленницу Брисеиду.

Ученикам предлагалось сочинить обвинительную речь, осуждающую какой-либо порок: скаредность, лихоимство, святотатство и т.д. От них требовалось продемонстрировать умение убедительно произнести написанное, показать хорошую дикцию и искусство жестикуляции. Устраивались своеобразные турниры, состязания начинающих ораторов, что стимулировало их рвение, стремление к совершенству.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

Реализм
Реализм (от позднелат. realis - вещественный, действенный), в широком смысле – объективно-предметное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому или иному виду художественного творчества. Существенная черта реализ ...

Орден Иисуса во главе контрреформации
орден иисус иезуит культура В мировую политику иезуиты вмешались как организаторы и вдохновители феодально-католической реакции. К топорам и ударам палачей они присоединили крест, ухищрения пробабилизма и человеконенавистническую пропове ...

Положительный киногерой "с легким налетом иронии"
Кинематографическую карьеру Георгия Вицина условно можно разделить на три периода. Дебютировал он ролью Гоголя в картине Козинцева "Белинский" в 1951 году (до этого в кино у него была лишь эпизодическая роль опричника в фильме & ...