Сайт о культуре и искусстве

Символика цвета в христианской Западной Европе

Другое » Цветовой символизм в истории и культуре человека » Символика цвета в христианской Западной Европе

цвет символика ислам гете

В отличие от восточных цветовых символических систем западно-европейская символика полностью сосредоточивалась на идее бога и божественного происхождения всего прекрасного в мире. Священное писание утверждает, что свет и цвет прекрасны потому, что их сотворил бог и навсегда установил смысловое значение священных слов и священных цветов.

Главными цветами в христианстве признавались белый, желтый (золотой), пурпурный и красный. Зеленый цвет считался земным, а черный (наиболее удаленный от бога) - символом негативных явлений.Белый цвет символизировал Божественность, Святость, Веру, Чистоту, Благо. Все, что обозначалось белым, приобщалось к божественному чину.Желтый цвет в начале христианства имел положительный смысл как символ Солнца и золота («златовидности Царя небесного»). Потом, начиная с XII-XIII вв., желтый цвет получил негативный смысл и стал в готике символом лжи, предательства и бесстыдства; христопродавца Иуды.

Пурпурный цвет – Величественный, Царственно красный. Свое значение он приобрел в Древнем Риме, когда византийские императоры провозгласили себя божьими помазанниками, стоящими к богу ближе всех верующих. Пурпур был провозглашен символом высшей власти, пурпурную тогу позволялось носить только римскому цезарю. Сенаторам разрешалось делать на одежде пурпурную кайму. Простому человеку запрещалось носить пурпур под страхом смерти. Поэтому для простого народа и ортодоксальной части духовенства пурпурный цвет приобрел узурпаторский оттенок и считался кроме всего символом кровавой жестокости.

Красный – цвет священной крови Христа, пролитой во имя спасения людей. Второе значение красного цвета связано с образом священного огня, который воспылает в день Страшного суда.

Синий цвет в христианстве символизировал божественность неба и божественность истины. Однако в католической Германии вначале существовал закон, по которому за применение «бесовской» синей краски рубили головы, а примерно через двести лет синий цвет в той же Германии стал королевской краской.

Зеленый цвет как символ воскресения и весеннего обновления был заимствован христианами из египетского культа Осириса с некоторым «приземлением» и стал менее духовен.

Черный цвет символизировал отрицательные признаки ада, греха и мрака но в то же время – это символ монашества, смирения и отказа от мирской греховности. [Б.А. Базыма 2005: 26]

Рекомендуем также:

Общая характеристика культуры Нового времени и Просвещения
Нельзя сказать, что культура Нового времени по-одинаковому проявлялась в западных странах – есть определенные отличия в культурных изменениях в Европе, России и т.д. Тем не менее, огромное влияние и сходный эффект произвели научная револю ...

Юсуповский Дворец
Адрес: Мойки наб., 94 Часы работы: 12:00-16:00 Юсуповский дворец, расположенный на набережной реки Мойки, - один из самых красивых в Санкт-Петербурге памятников классицизма. Украшенный шестиколонным портиком, дворец восхищает гармонией ...

Понимание Васнецовым значения русского церковного искусства
Неиссякаемое внимание к русской старине, сказавшееся и в станковой живописи Васнецова, и в его увлечениях прикладным искусством, с закономерностью привели его к размышлениям над важнейшими началами национальной культуры и, в конце концов ...