Сайт о культуре и искусстве

Символика цвета в странах Востока

Другое » Цветовой символизм в истории и культуре человека » Символика цвета в странах Востока

Страница 1

В Древнем Китае цветовая символика была связана с древней теорией мироздания определявшей пять стихий (дерево, огонь, землю, металл и воду). Эти стихии неразрывно связывались с явлениями природы и жизнью китайского народа. Цветовые символы были сориентированы по странам света с центром мироздания посередине (желтый цвет). Цвета обозначали:желтый – Землю, Центр Мироздания, Государство, Времена года, планету Сатурн, музыкальную ноту Чжи, плодоносящее и сладкое; зеленый – Дерево, Восток, Весну, Юпитер, Дракона, Подданных, ноту Цзюэ, гибкое и кислое; красный – Огонь, Юг, Лето, Марс, Феникса, Правосудие, ноту Шан, горящее, поднимающееся вверх, горькое; белый – Металл, Запад, Осень, планету Венеру, Тигра, Правителя, ноту Гун, изменяемое, острое; черный – Воду, Север, Зиму, Планету Меркурий, Черепаху, Смуту, ноту Юй, текущее вниз, мокрое и соленое.

Символика цвета в Китае проявляется в народных обычаях, обрядах, архитектуре и живописи. Красный цвет Юга был символом радости на праздниках, свадьбах и различных.торжественных ритуалах. В таких случаях на музыкальные инструменты натягивались красные струны, а поздравления писали на красной бумаге. Северные пекинские ворота и сейчас окрашивают в черный восточные – в сине-зеленый, южные – в красный, западные – в белый цвета.

В Тибете белым цветом символизировали Небо и Мужское начало, а черным – Землю и Женское начало. Тибетские божества («властелинов земли») размещали на круге, ориентировали по странам света и обозначали животными. В центре круга помещали желтую (золотую) обезьяну, на севере – белую черепаху, на юге – голубого дракона, на западе – красную птицу, на востоке – белого тигра. При жертвоприношениях «властелинам земли» на круге ориентировали фигурки быков: зеленый бык – на север, желтый – на юг, белый – на восток, красный – на запад. Всех богов символизировали различными цветами: главную богиню, мать всех «властелинов земли» и хранительницу дверей земли обозначали желтым цветом, богиню болезней и лекарств – голубым, домашнего бога – красным цветом. Богиню Весны изображали черной на желтом муле, богиню Лета – красной на синем яке, богиню осени – желтой на зеленом слоне, а богиню Зимы – синей на красном верблюде. В обрядах применяли те же цвета, но без животных.

Японская культура испытала влияние древней китайской философии и переняла китайский язык цветовых символов. В японской символике основные философские символы всего существующего «ян» и «инь» имеют те же, что и в Китае, цветовые обозначения: белое (светлое) и черное (темное). В искусстве Японии символы «ян» и «инь» обозначают два лица: «саби» – сдержанный колорит внутренней красоты и «цуя» – цветастую яркость внешней красоты. Символическое значение цвета не отделяется от выразительного, поэтому слияние и неразрывность символов есть характерная черта японской культуры. [Л.Н. Миронова 1984: 234]

Особенно большое значение имеет цветовая символика в японском театре й, в частности, в актерском гриме «кумадори» театра «Кабуки». Здесь красный цвет представляет смелость, справедливость и сверхчеловеческую силу, синий – злость, хладнокровие и безнравственность, сине-фиолетовый – страх, черный и коричневый – божественность и потусторонность.

Символика цвета в Индии делится на брахманистскую и народную. Брахманистская выражена религиозно-философской формулой А-О-У-М, где:

А – коричневое, лимонно-желтое, бело-розовое, черное, Земля, Творение (будь!), вокальная музыка, пение;

О – голубое, кристально-белое, зеленое, фиолетовое, Вода, Сохранение (держись!), игра на струнных инструментах;

У – красное, оранжевое, шафранно-желтое, пепельно-серое, Огонь, Разрушение (пройди!), танец;

М – пурпурное, блеск золота, серебряный луч, алмазные переливы, все светящиеся краски – всецвет, Синтез, Всемуд-рость, симфония всемогущества.

Эта система символов была понятна только посвященным брахманам и распространения в народе не получила. Народными цветовыми символами были три цвета, обозначающие основные жизненные начала: красный – Свет и Тепло (огонь, Солнце, Луна, молнии и др.), белый – Вода, черный – Пища. Пищу, обозначаемую изначально сущностным черным, делили на три субстанции и выражали дополнительно тремя цветами: красное ассоциировалось с субстанцией, дающей Тепло, белое – с субстанцией, дающей духовную пищу, а черное – с субстанцией отходов, вредных для организма.

Страницы: 1 2

Рекомендуем также:

“Мораль” иезуитов
Иезуиты разработали “систему морали”, которую следует назвать системой оправдания безнравственных целей и средств. В те времена действовало - где фактически, а где и официально - правило: “чья власть, того и вера”, оно требовало “обращат ...

Попытка социологического прогноза
Посмотрим теперь, какие аргументы можно противопоставить высказанному выше утверждению о том, что человечество как общественное целое уже переступило порог эпохи интуитивнойкультуры. Вспомним приведенные П.Кууси данные демографических исс ...

Эмоциональная сторона
Задачей режиссёра, как мне кажется, было погрузить зрителя в атмосферу бушующих страстей, напряжения и постоянного ожидания чего-то нового и необычного. Заставить всеми средствами нервничать переживать за главных героев фильма. Гадать: ка ...