"Рубин Цезаря"
Камень сочного розовато-малинового цвета, с которым хорошо сочетаются золотые листочки с зеленой эмалью, закрепленные на раздвоенном стебельке, покрытом белой и черной эмалью. Вес 255,75 карат. Камень огранен в форме виноградной грозди.
В 1777 шведский король Густав Ш посетил Петербург. Это было время, когда Швеция настойчиво искала пути сближения с Россией. Шведский король связывал со своим визитом не только планы политического и военного союза, но и свои матримониальные планы. Желая теснее породниться с русским царствующим домом, он хотел предложить руку и сердце одной из многочисленных племянниц Екатерины 2, о чем имелась предварительная договоренность. Шведский дом не мог похвастаться богатством казны, тем не менее, король преподнес Екатерине совершенно уникальную драгоценность.
По легенде "Красный камень" был рожден халдейским демоном. За ним охотились все алхимики мира, т.к. в кабалистических книгах записано, что он наделял своего обладателя даром видеть сквозь стены и проникать в суть вещей. Цезарю подарила этот камень Клеопатра и, хотя в руках непосвященного камень частично терял свою силу, он помогал ему выигрывать битвы и разгадывать замыслы врагов. Не уберег только от удара Брута, потому что Цезарь считал его другом. Затем камень принадлежал Карлу Великому из рода Каролингов и помогал ему в создании империи в Западной Европе. Неведомыми путями камень попал к тамплиерам, потом его похитили иезуиты. Но в нечистых руках камень потух и утратил свою магическую силу. Тем не менее, ценность его была очень высока. Иезуиты преподнесли камень французскому королю Карлу 9 после Варфоломеевской ночи как благодарность за кровь еретиков. Королю-убийце он не принес ни счастья, ни долголетия. Вдова Карла 9 и она же сестра императора "Священной Римской империи" короля Богемии Рудольфа П подарила ему этот камень. Взамен он обещал сестре обратить в католичество поголовно все население Австрии и Чехии, где были сильны протестанты. Рудольф увлекался алхимией и астрологией и пытался создать философский камень. В 1648, во время войны со Швецией, рубин был захвачен в Праге и перевезен в Скандинавию королеве Христине.
Когда камень попал в "Бриллиантовую комнату" русские ученые пришли к единодушному заключению: "Рубин Цезаря" хотя и имеет огромную стоимость, но является не рубином, а рубеллитом или розовым турмалином. Происхождение его - горы древней Бирмы, обработку делали индийские ювелиры.
А Густав Ш, проведя в Петербурге приятно время, так и уехал ни с чем. Будучи человеком строгого воспитания, он был шокирован свободой нравов русского двора и решил поискать невесту в другом месте.
Алмазный фонд - самый богатый музей России, cозданный Петром I как хранилище государственных регалий, орденских знаков, парадных ювелирных украшений, он пополнялся на протяжении всего правления династии Романовых и позже, во времена СССР.
Коллекция Алмазного фонда начала формироваться ещё в XVIII веке, когда Пётр I издал специальный указ о сохранении вещей, «подлежащих государству», тем самым признав, что наиболее значительные из них должны быть собственностью не одной лишь царской фамилии, но и всего Российского государства. Драгоценные предметы государственных регалий, орденские знаки и светские украшения многих поколений российских самодержцев до 1914 года хранились в специальном Бриллиантовом кабинете Зимнего дворца. После начала Первой мировой войны ценности были спешно эвакуированы в Московский Кремль, где в подвалах находились почти восемь лет. В 1922 году комиссия по выявлению и экспертизе предметов декоративно-прикладного и ювелирного искусства подтвердила уникальную историческую и художественную ценность предметов бывшего Бриллиантового кабинета и определила необходимость изучения и сохранения коллекции в неприкосновенности в составе Государственного хранилища ценностей (Гохран СССР).
Рекомендуем также:
Истоки русского балета – фольклорный танец
Истоки русского балета – в народных плясках, то величественных и певучих, то озорных и дерзких. Пляску породили движения, подчиненные ритму. Именно она является одним из наиболее ранних проявлений человеческой культуры. Пляска, видоизменя ...
Особенность культуры средневековья
Сам образ средневековья часто ассоциируется с колоритной фигурой рыцаря в латах. Рыцари - профессиональные воины - представляли собой корпорацию, членов которого объединяли образ жизни, этические ценности, личностные идеалы. Рыцарская кул ...
Аллегория зрения
Лев встречает Даму, держа свое четырехугольное знамя, но смотрит в другую сторону. Дама тоже не смотрит на льва, ее взгляд устремлен на единорога; тот отражается в зеркале, которое она держит в правой руке. Она отказалась смотреть на земн ...