Сайт о культуре и искусстве

Темы и сюжеты

Другое » Технико-технологические особенности и функции готического витража в архитектурном ансамбле » Темы и сюжеты

Страница 2

В сюжетных зонах витража доминируют белый, различные оттенки фиолетового, зеленого и желтого цветов, в то время как в орнаментальных – красный и синий цвета. Персонажей размещали в зависимости от того, где разворачивалась сцена – на улице под открытым небом или в интерьере. Их изображали либо у нижней границы обрамления, на закругленной полоске земли, либо на своеобразных помостах. Персонажи буржского витража обладают изящными фигурами, но с крупными головами с мощными черепными костями.

На витраже «Святой Евстафий», расположенном на северном нефе собора в Шартре, изображен мир средневековой знати.

Основным цветом палитры декоративных областей витража, как и в Бурже, являются красный и синий. А цвета, используемые в сюжетных композициях, уже другие - зеленый, фиолетовый, белый и желтый. На первой сцене изображен святой Евстафий, выезжающий на охоту. Здесь же изображен олень, пытающийся спастись от охотников. Витражисту удается подчеркнуть мощное телосложение всадников, оперируя линиями контуров и сочетаниями тонов драпировки одежд.

Рассмотрим фрагменты витража, который первоначально украшал позднероманский собор во Фрайбурге-им-Брайсгау. Это уже более поздний вариант раннеготического стиля. На витраже изображено генеалогическое дерево Христа – древо Иессеево. Внизу изображен спящий Иессей. Возле него произрастает дерево с огромной кроной, сформированной из фигур королей, и увенчивается оно фигурой Девы Марии. Над всем этим на престоле восседает Иисус в окружении семи голубей, олицетворяющих Святой Дух. По обеим сторонам витража расположены фигуры пророков, предвестников Мессии.

Основным элементом центрального витража является большая фигура Благословенной Девы Марии, окруженной изображениями квадратных и круглых медальонов с картинами из жизни Иисуса Христа. Доминирующие цвета в этом витраже – огненно-красный и синий.

Третий витраж, находящийся слева, посвящен Страстям Христовым, распятию и воскрешению Иисуса Христа. На витражах с изображением древа Иессея и Страстей Христовых доминирует почти сверхъестественный синий цвет, усиливающий мистический эффект, производимый самой картиной.

Окно-роза, украшающее южный рукав трансепта собора в Лозанне (Швейцария), отражает структуру мироздания в представлениях XIII века. Вселенную олицетворяют стихии - Воздух, Огонь, Земля, Вода, небесные тела - Солнце, Земля, Луна и знаки Зодиака. Течение времени символизируют образы времен года и трудов, связанных с месяцами. А женщина, одетая в элегантное одеяние, обозначает зодиакальный знак Девы.

К зрелой готике относится витражный цикл в Сент-Шапель. Сцены всего этого цикла изобилуют аллюзиями на французскую монархию, устанавливают ассоциативные связи между французскими королями, с одной стороны, и с другой - ветхозаветными царями и Христом. На витражах, иллюстрирующих житие и деяния царицы Есфири, фигуры гармоничны по пропорциями и очень элегантны. Эти витражи выполняли аналогичную функцию применительно к французским королевам.

Здание Сент-Шапеля пронизано многочисленными ажурными окнами, его оконные проемы целиком заполняют промежутки между несущими конструкциями. Именно поэтому Сент-Шапель стала одним из самых совершенных образцов «лучистого» стиля зрелой готики.

Фигуры витражей верхнего ряда окон центрального нефа в Страсбурге занимают почти всю область окна, из-за этого отсутствует орнаментальный фон, есть лишь место для обрамления. В витраже северной стены перед нами предстает принципиально новый тип композиции: ноли для фигур здесь обрамлены арками с балдахинами. Фигура святого Арбогаста, стоящего на пьедестале, изображена очень живо и правдоподобно. От каменной рамы окна фигуру отделяет обрамляющий его двойной бордюр с лиственным орнаментом. Одежды его производят большое впечатление, вот как их описывает Р. Томан: «Богато украшенные одежды святого многослойны: из-под тяжелых чашеобразных складок ризы видны вертикальные складки туники и изящно струящаяся драпировка альбы». Тело его повернуто в профиль, но, несмотря на это, можно заметить, что лицо индивидуализировано. Линии, борода, глаза и губы резко контрастируют с телесными тонами лица и шеи.

Страницы: 1 2 3 4 5

Рекомендуем также:

Аллегория. Исторический аспект
Впервые значение аллегорий для изобразительного искусства, исследовал Винкельман, видный теоретик XVIII века. Иоганн Иоахим Винкельман родился 9 декабря 1711 года в небольшом немецком городке Стендале. Винкельман под водительством Адама ...

Древнебелорусская письменность и литература
Памятники древней письменности. Исторические документы свидетельствуют о том, что славянские племена, жившие на территории Беларуси, имели письменность еще до распространения кириллицы. Существовавшая система записи информации представлял ...

Киберпапки
Это странное слово "киберпанк" первыми произнесли вслух читатели короткого рассказа Брюса Бетке в начале 80-х, на заре новой компьютерной эры. С легкой подачи Гарднера Дозуа, редактора журнала научной фантастики, термин обозначи ...