Сайт о культуре и искусстве

Коллекционирование как психологический и социокультурный феномен

Другое » Феномен коллекционирования » Коллекционирование как психологический и социокультурный феномен

Страница 2

Собирательство, по мнению некоторых исследователей, как деятельность является неотъемлемой чертой "человека разумного". Это оригинальное пространство для его самовыражения-своеобразный акт самоутверждения. А также коллекционирование - это неотъемлемая часть культурного и исторического наследия нации.

Изучение самого явления коллекционирования в историческом, культурном и художественном контексте связано с определенными трудностями: серьезное собирательство всегда было достаточно экзотическим видом увлечений; коллекционирование, как правило, индивидуализировано и персонифицировано, по этой причине очень мало «династических» коллекций; коллекции часто «рассыпались» (не оставив описаний, каталогов), или из-за социальных катаклизмов.

Основной секрет собирательства и его притягательная сила - создание целого из множества, превращение разного в единое. Коллекции, как правило, формируют собственный мир собирателя и окрашены его интеллектом, темпераментом, душой, отмечены печатью его вкусов и пристрастий.

Схема зарождения частных коллекций выглядит следующим образом. Интерес к нормам и ценностям предшествующих эпох заставляет отдельного человека обращать внимание на их источники. Есть источники (раритеты, древние рукописи, монеты и др.) и есть их получатель - коллекционер. Данная схема замыкается на удовлетворение потребности и интереса коллекционера, но он не может ограничиться только своим собранием раритетов и стремится пополнить его за счет нового приобретения или обмена. Так возникает последовательная цепь людей, вовлеченных в систему, связанную с интересами коллекционера, и начинает действовать механизм, который, пользуясь термином из социальной психологии, можно охарактеризовать как «канал движения сообщений».

Формирование частной коллекции вызывает познавательный интерес у окружающих, и в систему вовлекаются любознательные люди и исследователи-специалисты. Таким образом, частное коллекционирование, родившееся из стремления человека удовлетворить собственные потребности в получении информации о предшествующих эпохах, «побуждает окружающих к сохранению и тиражированию эстетического эталона». От собирания древностей интересы коллекционеров перемещаются к явлениям культуры, у них возникает стремление осознать особенности эпохи, с которой эти древности связаны, а также особенности эпохи, в которой они живут. Рождаются качественно новые отношения между коллекционером и мастером-творцом. Появляются меценаты - покровители изящных искусств, собиратели творений современников, нередко поддерживающие творца не только кругом общения, но и материально.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Миф в культуре: формы присутствия
Древнее искусство – царство идеальных героев. Мечта создавала образец человека в его лучшем, совершенном проявлении. В какой-то степени это был пример для подражания. Александр Македонский, возя с собой в походы “Илиаду” Гомера, уподоблял ...

Усадебные комплексы
Старинные усадьбы - это и природный, и культурный феномен. С одной стороны, усадебный парк - это составная часть природного комплекса, а с другой стороны, он несет и символическую нагрузку: рисунок аллей, форма прудов, набор видов растени ...

История новой "Батлейки" Института теологии
В далёком 2001 году в недрах Института теологии возникла потрясающая идея о создании детского кукольного театра – «Батлейка». Инициатором и доблестным движителем этой идеи в жизнь явилась выпускница Института культуры Наталия Лаврентьева, ...