Сайт о культуре и искусстве

Коллекционирование как психологический и социокультурный феномен

Другое » Феномен коллекционирования » Коллекционирование как психологический и социокультурный феномен

Страница 2

Собирательство, по мнению некоторых исследователей, как деятельность является неотъемлемой чертой "человека разумного". Это оригинальное пространство для его самовыражения-своеобразный акт самоутверждения. А также коллекционирование - это неотъемлемая часть культурного и исторического наследия нации.

Изучение самого явления коллекционирования в историческом, культурном и художественном контексте связано с определенными трудностями: серьезное собирательство всегда было достаточно экзотическим видом увлечений; коллекционирование, как правило, индивидуализировано и персонифицировано, по этой причине очень мало «династических» коллекций; коллекции часто «рассыпались» (не оставив описаний, каталогов), или из-за социальных катаклизмов.

Основной секрет собирательства и его притягательная сила - создание целого из множества, превращение разного в единое. Коллекции, как правило, формируют собственный мир собирателя и окрашены его интеллектом, темпераментом, душой, отмечены печатью его вкусов и пристрастий.

Схема зарождения частных коллекций выглядит следующим образом. Интерес к нормам и ценностям предшествующих эпох заставляет отдельного человека обращать внимание на их источники. Есть источники (раритеты, древние рукописи, монеты и др.) и есть их получатель - коллекционер. Данная схема замыкается на удовлетворение потребности и интереса коллекционера, но он не может ограничиться только своим собранием раритетов и стремится пополнить его за счет нового приобретения или обмена. Так возникает последовательная цепь людей, вовлеченных в систему, связанную с интересами коллекционера, и начинает действовать механизм, который, пользуясь термином из социальной психологии, можно охарактеризовать как «канал движения сообщений».

Формирование частной коллекции вызывает познавательный интерес у окружающих, и в систему вовлекаются любознательные люди и исследователи-специалисты. Таким образом, частное коллекционирование, родившееся из стремления человека удовлетворить собственные потребности в получении информации о предшествующих эпохах, «побуждает окружающих к сохранению и тиражированию эстетического эталона». От собирания древностей интересы коллекционеров перемещаются к явлениям культуры, у них возникает стремление осознать особенности эпохи, с которой эти древности связаны, а также особенности эпохи, в которой они живут. Рождаются качественно новые отношения между коллекционером и мастером-творцом. Появляются меценаты - покровители изящных искусств, собиратели творений современников, нередко поддерживающие творца не только кругом общения, но и материально.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Библиотеки, издатели, книгораспространители: вместе или порознь
Практика показала, что, громко декларируя идеи интеграции и кооперации, по крайней мере, на уровне информационных технологий взаимодействия, библиотеки, издатели и книготорговцы, как правило, действуют сами по себе и не хотят (реже - не м ...

Павильон Эрмитаж
Павильон «Эрмитаж» возведен на берегу Финского залива по проекту архитектора И. Браунштейна в 1721-1725 гг. Идея его создания была привезена Петром I из Восточной Пруссии, где он видел подобный павильон. Петергофский Эрмитаж – первый в Ро ...

Держава императорская
Держава императорская. 1762 год. Золото, бриллианты, сапфир, алмаз, серебро. Высота с крестом 24 см. Длина окружности шара 48 см. Изготовлена придворным ювелиром Г.-Ф. Экартом для коронации императрицы Екатерины II. При подготовке к кор ...