Сайт о культуре и искусстве

История создания Свято-Вознесенского собора

Другое » Вознесенский кафедральный собор » История создания Свято-Вознесенского собора

Страница 3

Здание собора уникально тем, что многое здесь осуществлено впервые в строительной практике Семиречья. Как, например, применение железобетонных конструкций, антисептиков для обработки древесины, приточно-вытяжных систем вентиляции и специальных каналов . Но самым важным моментом является то, что впервые семиреченские строители возводили высотное здание (до подкрестного шара колокольни – 41,4м), специально решая вопросы его сейсмической устойчивости, и на это был направлен целый ряд мероприятий. Именно благодаря инициативе А.П. Зенкова при устройстве фундаментов было решено кирпичный цоколь заменить армированным бетонным, что обеспечило надежную основу сооружению. Он же настоял на том, чтобы рубка деревянных брусчатых стен производилась не «в лапу», как это было распространено, а «в обло» – с остатком, доходящим до 45см. По углам и в простенках срубы скреплялись сжимами из деревянных брусьев, стянутых болтами. Аналогично укреплялись мощные – рубленые! – колонны в интерьере. Нагели в стенах здесь устанавливались чаще обычного, а ствол колокольни и барабаны куполов в прямом смысле прошиты насквозь металлическими связями. Сруб центрального барабана скреплен стальными накладками; плоское перекрытие, выполненное здесь из перекрещивающихся балок, обеспечивает надежную связь стен его восьмерика в верхней части. Все стропила укреплены металлическими связями и скобами, обрешетка кровли сделана в виде сплошного дощатого настила. Несмотря на такое обильное использование металла в конструкциях, до сих пор ходит народная молва, утверждая, что собор построен «без единого гвоздя».

Сегодня трудно было бы представить как широк спектр географических названий мест, откуда привозились материалы и готовые изделия для строительства и отделки собора: из Ташкента – цемент; из Варшавы – антисептик для обработки древесины и специальный раствор для покрытия цементных полов; из Санкт-Петербурга – метлахские плитки с завода «Косъ и Дюрръ» и художественное литье из папье-маше с фабрики 3.Ковалевского; из Тулы – никелированные скобяные изделия со знаменитого завода В. Земцова; краску – из Москвы; иконы для иконостаса – из Киевской художественной мастерской А.Мурашко . Почти как в наше время… А каких фамилий только не встретишь в документах: в строительстве Вознесенского собора принимали участие наряду с русскими и казахи, и калмыки, и татары, и украинцы.

Вне всяких сомнений, смелым инженерным решением А.П. Зенкова, принятым уже в ходе строительства, можно считать конструктивные изменения объема колокольни. Возведенная было уже до 3 яруса, она подверглась серьезной перестройке: высота была увеличена на 9,24м, а восьмигранная рубка ствола изменена на более прочную – четырёхгранную. В ходе реконструкции уровень расположения колоколов, вес которых достигал более 7 тонн, был снижен до минимума. Максимальному снижению центра тяжести всего объема здания внимание уделялось еще на стадии проектирования при выборе архитектурных пропорций: формы его плана и разрезов симметричны и уравновешены, в верхней части все конструкции максимально облегчаются, даже гипсовая лепнина потолков из соображений большей безопасности во время возможного землетрясения была имитирована литьем из папье-маше.

Возможностью любоваться изяществом Вознесенского собора мы обязаны тоже все-таки Зенкову, который смело пошел на пересмотр утвержденного Святейшим Синодом шатрового перекрытия центрального барабана, и изменил его на купольное, вернувшись снова к идее Борисоглебского, но уже в новом варианте. Все эти коррективы и решения требовали от Андрея Павловича и согласовавшего их Строительного комитета не только больших знаний и строительного опыта, чувства архитектурной гармонии, но и свободы ума и даже дерзости.

Завершилось строительство в августе 1907г. По желанию жителей города собор был посвящен «Вознесению Господа нашего Иисуса Христа» .

Страницы: 1 2 3 

Рекомендуем также:

Врубель Михаил Александрович
Именно на фоне органичности нестеровских образов особенно наглядной представляется надуманность врубелевского вопроса. Имеется в виду кочующее из исследования в исследование утверждение, что эскизы Врубеля обязательно должны были быть при ...

Культ мертвых
Погребальные обряды ясно показывают, что, опуская покойника в гробницу, древние римляне верили, что кладут туда нечто живое. Существовал обычай в конце похорон звать душу умершего именем, которое он носил при жизни. Ей желали счастливой ...

Анализ сценической жизни Английского театра 19 – 20 вв
В последнее десятилетия 19 века в Англии, как и в других странах, театральное искусство сделало заметный шаг вперед. Это сказалось в развитие художественно метода, усовершенствование технических средств, обогащение репертуара и демократиз ...