История создания Свято-Вознесенского собора
Несмотря на постоянные ходатайства сменяющихся епископов Туркестанской епархии перед самыми высокими инстанциями, новый проект для Кафедрального собора был разработан лишь к концу 90-х годов. Этот виток в его истории строительства связан с приездом в Верный в 1893 году нового епископа Григория. Он предложил использовать для строительства средства, полученные городом от Всероссийского кружечного сбора по церквам в пользу пострадавших от землетрясения жителей города Верного и селений Семиреченской области. Эта идея была рассмотрена и одобрена Генерал-губернатором и Туркестанской епархией. В 1894г. выделяется под храм земля и место это освящается. Однако из-за строительства, развернувшегося по всему Семиречью после землетрясения, проект собора разрабатывался так долго, что к 1898 году уже новый епископ – Аркадий – вынужден был снова ходатайствовать об ускорении процесса, так как без проекта, утвержденного Святейшим Синодом в Санкт-Петербурге, об открытии подобного финансирования на строительство собора не могло быть и речи. К этому моменту временный кафедральный собор уже совсем не соответствовал требованиям по вместимости и успел прийти в состояние, грозящее обрушениями (ЦГА РК ф.44,оп.1,д.50608,стр.21).
Наконец, в 1899г. архитектором Константином Аркадьевичем Борисоглебским был предоставлен на утверждение Строительному комитету и Епархии проект для здания собора. Рассматривая его в 1900 году, Строительное отделение Семиреченского областного правления отметило, что «величественный и поместительный Собор должен быть в нашем городе Верном как для поддержания престижа русского имени и православной веры сея представителем в мусульманском крае .» (ЦГИА РУз,ф.И-1,оп.10, д.18,стр.35). Этот документ дает возможность проследить, каков был первоначальный замысел Борисоглебского, как он изменялся на протяжении всех последующих лет, даже в разгаре строительства: «Ввиду местных землетрясений постройка проектирована деревянная со стенами в виде сруба, на каменном фундаменте и цоколе, под железной крышей, с деревянными полами, штукатуренными известью внутри и снаружи стенами и потолками, отопление печное. Церковь трехпредельная, рассчитана примерно на 2000 прихожан и в достаточной степени снабжена службами . План, вообще, вполне удобен. Фасад разработан довольно изящно, но массы неудовлетворительны в виду того, что главный купол мало доминирует над боковыми .»(ЦГИА РУз, ф.И-1, оп.10, д.18, стр.35)
С этого момента чертежи вместе с пояснительной запиской и сметой отправились в длинное путешествие по различным инстанциям Верного, Ташкента, Санкт-Петербурга, вызывая бури сомнений и предложений. Например, резко критиковалось то, что собор должен был возводиться из дерева. В первую очередь с точки зрения сложного обеспечения пожарной безопасности. Возникали опасения по поводу возможного заражения древесины грибковыми болезнями. Беспокоил слишком большой объем здания, ведущий к высокой стоимости, а также к трудностям в обеспечении сейсмостойкости. Подвергалось сомнению даже отопление: предлагалось заменить запроектированное печное центральным паровым или водяным. И, конечно же, критиковались архитектурные формы собора и отделка: вместо купола на центральном барабане, конечно же, должен быть шатер, и штукатурку фасадов заменить на деревянную обшивку, дабы не имитировать каменное строение, а подчеркнуть его деревянную сущность . Все как во все времена: споры и обсуждения, за которыми стояли годы
В конечном итоге, в 1903г. в Санкт-Петербурге Святейший Синод утверждает скорректированный и дополненный инженером А.П. Зенковым проект К.А. Борисоглебского и новую к нему смету. Комитет по строительству нового собора формируется уже в начале 1904г., и, наконец, его возведение начинается. Ответственным за производство всех строительных работ был назначен Андрей Павлович Зенков, исполнявший в то время обязанности областного инженера. Несомненно, он сыграл значительную и яркую роль в истории строительства собора, так как внес немало изменений в проект архитектора Борисоглебского, который еще в 1902 году покинул Верный навсегда.
Рекомендуем также:
Роль праздников в культурной жизни страны
Во все времена у разных народов праздник был особым событием, его выделяли среди остальных будних дней и он имел особое значение в жизни семьи, всего общества, страны. На протяжении долгих лет в праздничной культуре сохранилось множество ...
Культура бронзового века
Фигурки зверей исчезают. Распространяются геометрические схемы. Древнее искусство никогда не возродится.
Культура населения Северного Кавказа – эпоха ранней бронзы, Майкопская культура. Велась добыча медных руд, было налажено производств ...
Государственный
художественно-архитектурный дворцово-парковый музей-заповедник "Петергоф"
Ансамбль дворцов и парков Петергофа - памятник архитектуры и садово-паркового искусства выдающегося значения, получивший всемирную известность как "столица фонтанов" (всего в парках Петергофа 4 каскада и 176 фонтанов). Он облада ...