Сайт о культуре и искусстве

Скульптура

Другое » Культура Древнего Египта » Скульптура

Страница 2

Портретная сторона скульптурных изображений развилась уже после того, как оформился весь канон искусства. Статуи Древнего царства портретны еще несколько условно, подлинная портретность появляется лишь начиная с эпохи Среднего царства и достигает наивысшего уровня в эпоху Нового царства. Следует заметить, что скульптурные портреты древних египтян весьма реалистичны. Очевидно, трансформации заупокойного культа были в этот период таковы, что статуи стали играть в нем ведущую роль, а следовательно, надлежало делать портрет как можно более близким к оригиналу. Индивидуальные черты внешности проявляются на этих портретах в той же степени, что и характерные детали облика, присущие изображаемому по роду деятельности или согласно художественному канону.

Мелкая скульптура – статуэтки, укладывавшиеся в гроб вместе с усопшим – очень быстро сформировалась в особый жанр характерных фигурок-ушебти. Поскольку назначением статуэток было символизировать слуг и работников, занимающихся строго определенным делом, им придавали форму, долженствовавшую максимально ясно передать принадлежность изображаемого персонажа к тому или иному ремеслу – позы, выражения лиц оказались раз навсегда канонизированы. Это, впрочем, не мешало художникам придавать статуэткам естественные черты, создавать скульптурные композиции, «оживляя» персонажей. Ушебти – «ответчик», статуэтка, чья роль заключалась в символической «помощи» усопшему в загробной жизни.

Начиная с эпохи Нового царства, когда культ фараона приобретает особую значимость, появляется новая область скульптурного искусства. Статуи правителя устанавливают в храмах, посвященных фараону, вдоль дорог, ведущих к храму. Появились скульптуры, несшие не только художественную, но и дополнительную архитектурную нагрузку, выступавшие в качестве опорных элементов строений. Такие статуи отличались меньшей проработанностью деталей, обобщенностью черт.

В целом египетская скульптура, как и вообще искусство этой страны, в значительной степени реалистично (невзирая на фантастичность изображений египетских божеств). Уже на очень ранних этапах египетские художники стремились уловить и передать общее через частное, выразить в фигурке писца всю суть его профессии, предельно четко через упрощенную статуэтку ремесленника передать его ремесло, в статуе фараона или верховного жреца воплотить саму идею божественной власти правителя и безграничность этой власти.

Реализм – и в технике изображения. Египетские статуи обладают совершенными пропорциями (как сидячие, так и ростовые), скульптурные портреты лишены упрощенности и условности. Единственная, пожалуй, уступка условности – уже отмечавшаяся выше тенденция гипертрофии физического совершенства. Так, у статуй, сидящих на стульях или тронах, пространство между голенями закрашивали черным цветом. не акцентируя внимание зрителя на реальной толщине ног и визуально укрупняя их. То же относится и к передаче рук мужчин.

Идеализация в скульптуре исчезла лишь во времена фараона Эхнатона. При нем скульптурные портреты были максимально приближены к реальности. Особенно хорошо это заметно на портретах самого фараона. Те немногие статуи, что уцелели от эпохи беспощадной борьбы наследников фараона-солнцепоколонника с его культом и с его личностью, рисуют облик болезненного и физически неразвитого молодого человека. Эта скульптурная школа – подчеркнуто, где-то даже гротесково натуралистическая (известная как амарнская – от названия селения Эль-Амарна, стоящего на месте древней столицы царства Эхнатона) оказала существенное влияние на манеру скульпторов более поздних веков как в самом Египте, так и за его пределами.

После окончания Нового царства египетская скульптура уже не переживала сколько-нибудь серьезных изменений с художественной точки зрения. Многие статуи Позднего царства отличаются великолепным качеством и художественным совершенством, но стилистически они повторяют и развивают новодинастические тенденции.

Уже после того, как Египетское царство перестало существовать и было поглощено более молодой греко-римской цивилизацией, основные художественные принципы древнеегипетского искусства сохранились в искусстве коптских общин – раннехристианских поселений на территории Египта, в значительной степени обособленных от греко-арамейской христианской культуры и по языковому признаку, и по художественной традиции.

Страницы: 1 2 

Рекомендуем также:

Цвет в композиции костюма
Цвет как средство композиции одновременно является важнейшим её элементом. В костюме важен не только цвет одежды, но и обуви, сумки и других предметов, дополняющих костюм. При создании костюма цвет нельзя рассматривать в отрыве от линий, ...

Готический витраж
Витраж является одним из видов монументально-декоративной живописи. Со второй половины XII в. в Западной Европе, и, прежде всего в Северной Франции, появляется архитектура нового стиля, коренным образом отличающегося от романского и получ ...

Культура бронзового века
Фигурки зверей исчезают. Распространяются геометрические схемы. Древнее искусство никогда не возродится. Культура населения Северного Кавказа – эпоха ранней бронзы, Майкопская культура. Велась добыча медных руд, было налажено производств ...