Сайт о культуре и искусстве

Наполеон Орда

Другое » Наполеон Орда

С каждым годам в истории Республики Беларуси открываются новые имена, раньше нам не известны. 2007 год по решению ЮНЕСКО был объявлен годом Наполеона Орды, виднейшего деятеля белорусской и европейской культуры. Я, изучив материал периодической печати, заинтересовался данной личностью и решил написать реферат об этом человеке.

Как художник наиболее известен своими зарисовками архитектурных памятников и местностей, связанных с жизнью и деятельностью знаменитых людей на территории Беларуси, Украины, Литвы и Польши, на которых изображены не только усадьбы знакомых нам белорусских мест, но и архитектурные памятники других стран: дворцы и замки Украины, Литвы, Польши, Франции и др. Благодаря наследию Наполеона Орды мы можем увидеть и оценить запечатленные им шедевры зодчества, которых на земле уже давно нет.

Жизнь и творчество Наполеона Орды – одна из страниц истории национальной культуры Беларуси.

Наполеон Орда родился в родовом поместье Вороцевичи (в настоящее время село Вороцевичи в Снитовском сельском совете Ивановского района Брестской области) в семье кобринского маршалка, инженера-фортификатора, предводителя дворянства Кобринского уезда Михаила Орды и Юзефы Бутримович, дочери пинского старосты Матея Бутримовича.

Отца не стало, когда Наполеону исполнилось два года, и мать воспитывала его одна. Начальное образование получил в родительском доме, дальнейшую учебу в 1819 г. в возрасте 12 лет продолжил в Свислочской гимназии, с 1823 г. учился в Виленском университете на физико-математическом факультете. Входил в состав тайного студенческого общества «Зоряне», за что был в 1826 году исключен из университета. Вместе с Адамом Мицкевичем, Игнатием Домейко, Яном Чечотом Наполеон Орда был арестован и больше года провел в Виленской тюрьме. В 1830 г. в возрасте 23 лет служил в гвардейском конном полку Литовского корпуса русской армии. Принимал участие в восстании 1830—1831 гг., за что был награжден — золотым крестом Польши « Virtuti Militari ». За участие в восстании был причислен к «мятежникам второго разряда », и должен был быть сослан в Сибирь, а родовое имение Вороцевичи конфисковано. Однако, чтобы избежать этого, Орда покинул страну, жил в Австрии, Швейцарии, Италии, Франции. С 1833 г. проживал в Париже. Обучался игре на фортепиано у Ф. Шопена, дружил с А. Мицкевичем. В середине 1840-х годов был директором Итальянской оперы в Париже. В 1843 г. женился на француженке Ирене Багле.

В 1856 г. после объявления амнистии политическим эмигрантам Наполеон, которому уже было 50 лет, оставил семью в Париже и вернулся на родину в Вороцевичи. Проживал у своей сестры помещицы Гортензии Скирмунт в имении Молодово Кобринского уезда Гродненской губернии, потом перебрался на Волынь, где был домашним учителем. Его сын Витольд в 1870 г. вернулся на родину и женился на польке. Умер Н. Орда в 76-летнем возрасте в Варшаве. Согласно завещания он был похоронен в родовой усыпальнице в Янове — ныне город Иваново Брестской области.

В архиве обнаружены документы, освещающие жизнь Н. Орды в 1880 г. В фонде «Канцелярия Минского гражданского губернатора» хранится: «Дело по донесению начальника Минского губернского жандармского управления минскому губернатору о необходимости проведения обыска в квартире Наполеона Орды, занимающегося черчением планов городов и крепостей и отправлением рисунков за границу» за 28 марта – 10 апреля 1880 г., в котором три документа на пяти листах.

Рекомендуем также:

Серферы
У «Серферов» увлечение спортом вскоре стало образом жизни, единственно возможным, с их точки зрения, в условиях современного общества. Разумеется, эта позиция соответствовала теории «Века Досуга» - одной из составляющих интересы мейнстрим ...

Точечная графика
Точечное изображение строится на основе точек разной величины, но одинаковой конфигурации. Это след от точечного прикосновения пером, кистью и другими художественными инструментами к поверхности. В наиболее чистом виде использование точк ...

Общая характеристика типологии культур
Типология культуры, разработанная Сорокиным, необходима для понимания динамики социокультурного развития, объяснения духовного кризиса. Он возражает тем теоретикам, которые утверждают, что западная культура достигла последней стадии старе ...